Новости
49 цистерн рассказывают историю разрушения Храма и многое другое
Как хорошо хранимый секрет, цистерны Храмовой горы закрыты для посетителей и исследователей, пишет «Israel Hayom». Мусульманский Вакф заблокировал доступ к ним.
В древности цистерны освежали паломников, прибывающих в Храм. Некоторые из них изначально использовались как могилы или карьеры, из которых добывали камень для строительства Храма. Только годы спустя они наполнились водой. По подсчетам археологов, чтобы наполнить кожаные сумки 100 кубометрами (100000 литров) воды и перевезти ее из источника Гихон на 800 метров в небольшую цистерну на горе, потребовалось бы не менее 1300 поездок на ослах. Но большинство цистерн на горе значительно больше и вмещают тысячи кубометров воды, и вода поступала в них издалека, в основном по древним каналам. Дождевая вода, которая была поглощена землей Храмовой горы, также помогла наполнить цистерны.
Исследования указывают на существование 49 цистерн на горе, а также 42 каналов, по которым к ним поступала вода. Некоторые из них также служили укрытиями до разрушения Второго Храма. Хотя Храм был разрушен, цистерны остались и могут помочь рассказать его историю и историю его разрушения, которое отмечается 9 ава. Подавляющее большинство цистерн кажутся пустыми. Некоторые из них были оснащены датчиками и сигнализацией, чтобы предотвратить любую попытку их изучения. Даже службы безопасности Израиля не могут приблизиться к большинству цистерн, и они это делают только в редких чрезвычайных ситуациях. Так, в частности, был сорван план членов объявленного вне закона Северного отделения Исламского движения наполнить цистерны водой, импортированной из Мекки, чтобы сделать комплекс более священным для мусульман. Только обойдя гору, можно получить более ощутимое впечатление от цистерн.
Автор статьи бывал в двух из них. Первая, которая восходит к Первому Храму, 10 лет была закрыта и не является частью экскурсий по этому району. Ее вход был обнаружен в 2012 году между брусчаткой дренажной канавы иродианской эпохи, соединяющей Силоамский бассейн с южной стеной Храмовой горы. Стены большой цистерны покрыты желтовато-коричневой штукатуркой, характерной для периода Первого Храма. Открытие цистерны поставило под сомнение устоявшееся мнение о том, что в эпоху Первого Храма единственным источником воды в Иерусалиме был источник Гихон. Цистерна уходит на восток, к комплексу Храмовой горы, недалеко от Музея ислама. Но эта часть закрыта, как и остальные цистерны. Другая цистерна, которую посетил журналист, находится немного севернее и не входит на Храмовую гору.
Археолог Эли Шукрон, обнаруживший обе цистерны, считает, что это было убежище для семьи, которая жила в городе 2000 лет назад, и что они ели там свои последние трапезы, опасаясь, что повстанцы украдут их еду. В книге Иосифа Флавия «Иудейская война» описывается, как за несколько недель до разрушения Храма повстанцы устраивали засады на население Иерусалима, убивали и истязали женщин, детей и стариков, чтобы изъять у них еду. Находки на дне цистерны пугающе соответствуют рассказу Иосифа Флавия. Там были найдены керамические сосуды со следами еды, а также небольшая глиняная лампа, которая обеспечивала достаточно света, чтобы позволить семье видеть свою еду, не будучи обнаруженной.
В новой книге журналиста и исследователя Храмовой горы Арнона Сегала «Хабайит» («Дом») делается попытка провести «виртуальный» визит в цистерны. Сегал, который последние 10 лет ведет еженедельную колонку о Храмовой горе в «Makor Rishon», посвятил большую часть своей книги цистернам Храмовой горы. Его документация восходит к золотому веку исследований цистерн в 19 веке. В беседе с «Israel Hayom» Сегал объясняет, что тогда «Иерусалим был ослабленным, сонным городом, далеким от осознания мира и кровавых конфликтов, которые характеризовали его жизнь начиная с 20-го века. Короче говоря, это был рай для пионеров исследований. Вот почему большая часть имеющейся у нас информации о цистернах в 21 веке основана, как ни странно, на зарисовках людей 19 века, в основном на находках Чарльза Уоррена и Конрада Шика, двух самых прилежных картографов того века».
Но не только Уоррен и Шик. Другим был Эрмете Пьеротти, инженер сардинской армии, который прибыл в Иерусалим после того, как был выбран в качестве консультанта по реконструкции Храмовой горы. Пьеротти был назначен городским инженером османским губернатором города, и, поскольку он управлял системами водоснабжения города, ему были открыты тайны Храмовой горы.
Посещение Пьеротти «Колодца душ», который предположительно был выкопан под Куполом Скалы, является одним из наиболее интригующих, главным образом потому, что даже сейчас неясно, существует ли эта цистерна, или это просто легенда. Как рассказал Сегал в Камне Основания вырезана пещера, к которой ведут 14 ступенек, а на полу установлена большая мраморная плита, которая предположительно закрывает цистерну. Согласно исламской традиции, мраморная плита закрывает отверстие в ад и к душам умерших, погребенных под ней, пещера называлась «Колодец душ». Мусульмане избегают ее открывать. Мусульманская традиция об этой цистерне основана на силе еврейской традиции Камня Основания, который, по словам мидрашей, является основой мира.
Еврейские мудрецы рассматривают Камень Основания как своего рода пробку, закрывающую пропасть под ним, чтобы мир вновь не затопило, как в древности. Даже Пьеротти не разрешили открыть мраморную плиту, которая закрывает цистерну. Он проник через боковое отверстие, по его словам, нашел большое пространство. Как отметил Сегал, если это правда, то это имеет большое значение. «Согласно основному подходу еврейских мудрецов, которого придерживался, в частности, Маймонид, во времена Первого Храма Ковчег Завета хранился в «глубоком и извилистом укрытии» под Святой Святых. Согласно традиции, а также многочисленным исследователям, Святая Святых находится там, где Купол Скалы сегодня. Если только он ничего не выдумывал, Пьеротти эффективно определил существование крупного подземного пространства в Колодце Душ, пространства, которое до тех пор считалось легендой», – подчеркнул Сегал.
Дважды за последнее десятилетие «Колодец душ» попал в заголовки газет. В первый раз весной 2015 года Вакф заменил коврики на Куполе Скалы и в пещере под Камнем основания. Это обнажило пол сооружения, расположенного перпендикулярно к месту нахождения Храма, и было сфотографировано. На одной из фотографий изображена мраморная плита, которая могла бы закрывать вход в Колодец душ. Второй раз это произошло в 2017 году, после того как Северное отделение Исламского движения устроило стрельбу на территории комплекса Храмовой горы, в результате которой погибли двое полицейских. Полиция закрыла территорию и провела тщательную зачистку, чтобы убедиться, что на горе не спрятано другое оружие. Большой контингент полиции и пограничной полиции ворвался в офисы сотрудников Храмовой горы, спустил веревки в цистерны, которые не открывались с 19 века, и обследовал многочисленные сооружения. Некоторые цистерны были сфотографированы, и сотрудники службы безопасности поделились своей документацией с Израильским управлением древностей. Вакф утверждал, что также обыскали вход в пещеру под куполом Скалы.
Была ли открыта мраморная плита? Ни один сотрудник службы безопасности добровольно не дает ответа. В любом случае Колодец душ – только одна из 49 цистерн, выявленных на горе. Исследователь Ривка Горен определила четыре цистерны как примитивные шахтные могилы, которые использовались для захоронения мертвых до конца третьего тысячелетия до н. э., задолго до постройки Храма. Другая цистерна, № 8, известная как «Большая цистерна», является самой большой и вмещает 12000 кубических метров воды. Это было задокументировано и проиллюстрировано Уильямом Симпсоном в 1872 году. «Бенджамин Мазар утверждал, что это цистерна, упомянутая в еврейских источниках, использовалась в качестве основного источника воды паломниками во времена Храма.
По словам Мазара, дочь Нехуньи, который отвечал за снабжение водой паломников в период Второго Храма, возможно, упала в нее», – заявил Сегал. Сегал отмечает, что голландский археолог Лин Ритмейер считает, что Великая Цистерна также была одним из источников камня, из которого был построен Храм. «Он думает, что большинство больших цистерн на Храмовой горе начинались как подземные карьеры, и только после того, как разработка карьеров прекратилась, их оштукатурили и использовали для сбора воды», – говорит он. Сегал поднимает еще несколько интересных вопросов о цистернах: была ли Цистерна № 5, на юге от горы, цистерной, вырытой в период Второго Храма, которая снабжала водой Эзру, как полагал исследователь Бенцион Лурия? В «Мишне» говорится, что завесу, отделяющую «Святое» от «Святого святых», погружали в эту цистерну, и профессор Джозеф Патрик из Института археологии Еврейского университета Иерусалима считает, что она обеспечивала водой ванну, в которой священники могли омывать стопы и руки паломников.
Другая интригующая цистерна – № 11, названная в честь эллинистической крепости Акра, которую разрушил Шимон Хасмоней. Акра, ненавидимая евреями Иерусалима, была создана для того, чтобы заставить их поклоняться языческим богам в самом сердце Храма. Исследователь Джошуа Шварц был первым, кто связал Акру с цистерной, но это не факт. «Большинство израильтян, – говорит Сегал, – знают Храмовую гору как место напряженности и конфликтов. Они помнят, что она существует только тогда, когда постоянный конфликт, охватывающий ее, разгорается. Но Храмовая гора может быть намного больше, чем это, и нужно рассказать ее историю, которая выходит далеко за рамки нынешнего конфликта, историю, которая раскрывает самые ранние корни еврейского народа и надежду на его будущее».
Надав Шрагаи
https://lechaim.ru/news/49-tsistern-rasskazyvayut-istoriyu-razrusheniya-hrama-i-mnogoe-drugoe/