Новости
На 2000-летней аметистовой печати обнаружено редкое изображение библейского «бальзамного дерева»
В последние десятилетия перед разрушением Второго Храма один еврей, возможно, паломник, шел по дороге, которая соединяла пруд Шилоах на окраине Иерусалима с Храмовой горой, пишет «The Jerusalem Post».
По этому важному случаю он надел свои самые драгоценные одежды и украшения, в том числе изящное кольцо с выгравированным лиловым аметистом. Но кольцо сломалось, камень соскользнул на мостовую, а затем в подземный водоотвод. Примерно 2000 лет спустя крошечный артефакт был найден добровольцами, просеявшими землю, вырытую во время археологических раскопок в этом районе. Изучив его, эксперты обнаружили дополнительный сюрприз: печать, вероятно, представляет собой первое в истории изображение растения, которое часто упоминается в Библии, а также в более поздних еврейских и исторических источниках, объявили 21 октября фонд «Город Давида», Израильское Управление древностей и Управление природы и парков.
Это растение, известное как «галаадский бальзам» (на иврите – «цари»), бальзамное дерево (натаф) или позднее, в период Мишны, «хурма», использовалось для производства духов, благовоний и лекарств. Удлиненная ветка с пятью плодами, выгравированная на камне, привлекла внимание экспертов, потому что казалась чем-то отличным от любого другого вида растений, когда-либо изображенных на печатях того времени. «К концу периода Второго Храма использование каменных печатей расширилось и стало более распространенным, но на большинстве печатей, обнаруженных к настоящему времени с изображениями растений, часто можно найти растения, которые были распространены в Израиле в то время: виноградные лозы, финики, и оливки, которые относятся к семи видам растений. Но на этой каменной печати мы сразу заметили, что фрукт, который изображен на ней, не похож ни на один из фруктов, которые мы встречали до сих пор», — рассказал профессор Шуа Амораи-Старк, эксперт по геммам.
В книге «Брейшит» когда сыновья Яакова сидят за трапезой после того, как бросили своего брата Йосефа в яму, они решают продать его в рабство, увидев «караван измаильтян, идущий из Гилада, и верблюды их несут благовония, бальзам и ладан, чтобы отвезти их в Египет». Позже, в книге «Шмот», это растение включено Б-гом в ингредиенты для благовоний. «И сказал Г-сподь Моше:«Возьми себе пряностей: бальзама, и ониха, и галбана; пряностей и чистого Ливана; поровну будет. И сделай это курением, составом работы мирровара, (хорошо) смешанным, чистым, святым» (Шмот, 30:34-35).
Галаадский бальзам также был известен как компонент любимых духов легендарной египетской царицы Клеопатры.
«Это важная находка, потому что это может быть первый раз, когда во всем мире была обнаружена печать с изображением ценного и знаменитого растения, о котором до сих пор мы могли читать только в исторических описаниях», — заявил археолог Эли Шукрон, который проводил раскопки у основания Стены Плача от имени IAA и «Города Давида». Печать была обнаружена участниками проекта «Археологический опыт» в национальном парке Эмек-Цурим при поддержке Города Давида и Управления природы и парков. На овальной каменной печати, примерно 10 мм. длиной и 5 мм. шириной также изображена птица, вероятно, голубь.
Эксперты отметили, что и дерево, и голубь олицетворяли удачу и успех. «Бальзамное дерево — положительный символ, потому что помимо того, что оно использовалось для производства духов и лекарств, древней хурме, которая, кстати, совсем не похожа на сегодняшнюю хурму, приписывались магические и церемониальные свойства. И она является одним из ингредиентов, которые использовались для изготовления храмовых благовоний в период Второго Храма, когда была сделана эта печать», — отметил Шукрон. «Голубь также является положительным мотивом в эллинистическом, римском и еврейском мире, — сказал Аморай-Старк. – Он символизирует богатство, счастье, добро и успех».
По мнению эксперта, обладателем кольца, скорее всего, был обеспеченный человек. «Производство и торговля хурмой в то время жестко контролировались евреями, живущими в бассейне Мертвого моря, где выращивали этот фрукт», — отмечает Амораи-Старк. «Я предполагаю, что владельцем печати был человек, который владел садом, где росла хурма. И когда он пришел к мастеру, который сделал для него кольцо, возможно, он принес ветку хурмы, чтобы мастер знал, что вырезать на камне».