Новости
2000 лет назад в римской армии могли быть евреи, соблюдавшие законы кашрута
Новое исследование, опубликованное в «Jewish Quarterly Review», показывает, что римская армия позволяла различным меньшинствам, в том числе евреям, сохранять свои религиозные и диетические обычаи, пишет журналистка «The Times of Israel» Мелани Лидман.
Возможность того, что евреи служили в большом количестве в римской армии, является поразительной находкой, поскольку римская армия обычно изображается врагом еврейского народа. В различных военных кампаниях римская армия разрушила Святой Храм в Иерусалиме в 70 г. н.э. и продолжила свой путь через Иудею к последним оплотам на Масаде около 73 г. н.э., в дополнение к военным кампаниям против евреев во втором веке н.э. «Все войны и вся наша история сложнее, чем мы их представляем», — пояснил автор исследования и научный сотрудник Базельского университета в Швейцарии доктор Хаггай Ольшанецкий. «Евреи были в римской армии, и евреи сражались против римской армии», — заявил он, добавив: «Евреи сражались между собой — это всегда было проблемой».
Ольшанецкий является частью Лаборатории римского Египта Базельского университета: он изучает изменение климата, социальные трансформации и переход к поздней античности, и это исследование военной истории является одним из его подпроектов. По данным исследователей, примерно в 1 в. н.э. в Древней Римской империи насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов евреев, что составляло от пяти до пятнадцати процентов населения. По мере расширения империи армии требовались солдаты для новых кампаний и поддержания порядка по всей империи, а евреи были слишком многочисленной группой, чтобы для них можно было делать повсеместные исключения. «Всем империям нужны были мужчины, и им также нужны были меньшинства для службы в армии», — заметил Ольшанецкий.
Евреи и другие этнические меньшинства должны были служить в римской армии, и многие так и поступали. «У всех культур на протяжении всей истории были свои правила относительно того, что нельзя или можно есть», — добавил он. Однако еврейские диетические законы считаются одними из самых строгих и сложных. По словам Ольшанецкого, если евреи смогут найти способы служить, соблюдая свои диетические ограничения, то и другие этнические группы смогут сделать то же самое. Римская армия действительно предоставила евреям некоторые военные льготы, но только примерно с 49 г. до н.э. по 14 г. до н.э. и только для определенных общин в современной Турции. Ольшанецкий считает, что это было сделано как жест, чтобы побудить остальную часть еврейской общины пойти в армию.
В исследовании, опубликованном в зимнем выпуске Ежеквартального обозрения Пенсильванского университета за 2023 год, Ольшанецкий рассматривает диету солдат на основе обширного изучения древних текстов и результатов археологических раскопок в римских военных лагерях в Западной Европе. Рацион римского солдата основывался на «средиземноморской триаде»: хлебе, масле и вине. Хотя солдаты получали некоторые припасы от государства, в I и II веках их пропитание вычиталось из жалованья. Ожидалось, что солдаты дополнят основной рацион тем, что они могут купить или, во время походов, награбить у окрестного населения. Солдаты также должны были сами готовить пищу, включая измельчение зерна в муку, забой животных и выпечку хлеба, хотя иногда хлеб пекли в центральных лагерях и раздавали солдатам буханками. Большинство новобранцев и пехотинцев были разделены на контубернии, группы из восьми человек, иногда с двумя рабами или носильщиками, которые делили палатку и осла для перевозки припасов. Контуберниум — современный аналог отряда.
Вполне вероятно, что евреи, которые соблюдали диетические законы, служили в контубернии вместе и, следовательно, готовили вместе, то есть они могли готовить в соответствии со своими диетическими потребностями. Животных часто доставляли в лагеря живыми, что позволяло солдатам – евреям забивать животных в соответствии с их религиозными убеждениями. В мирное время римские солдаты каждый день получали одну восьмую модия зерна (около 100 граммов), 44 миллилитра (3 столовые ложки) масла, 250–500 граммов мяса и около полу-литра вина. Овощи, сыр и фрукты также входили в рацион солдат. Часто вокруг римских военных лагерей появлялись торговые прилавки, где солдатам продавались роскошные продукты, такие как специи или экзотические фрукты, а некоторые солдаты даже делали свой собственный сыр.
Археологические остатки римских лагерей в Англии показали, что солдаты ели разнообразное мясо, в том числе говядину, свинину, оленину, козу, кабана, зайца и даже рыбу и морепродукты. Это разнообразие привело Ольшанецкого к выводу, что солдаты, которые не ели свинину по религиозным соображениям, а в первом веке это было довольно много национальностей, имели другие продукты для еды и могли бы торговать или обменивать их. В 2014 году остракон, обнаруженный в Египте, позволил предположить, что римская армия, возможно, действительно изо всех сил старалась поддерживать солдат из числа меньшинств в соблюдении ими религиозных обычаев.
Остракон, вырезанные на глиняном черепке буквы, был письмом военного офицера по имени Турраний, который отвечал за получение припасов. Остракон говорил о временной отправке евреям пшеницы, а не хлеба. Остракон датирован 12-м фармути, месяцем, параллельным еврейскому месяцу Нисан, на который приходится праздник Пасхи. «Евреи нуждались в пшенице, потому что они воздерживались от хлеба и нуждались в приготовлении опресноков или другой пресной пищи», — писал Ольшанецкий. «Если это действительно было причиной этого запроса, это может иметь далеко идущие последствия. В первую очередь это свидетельствует о том, что римляне признавали и уважали требования некоторых еврейских праздников и даже были готовы выполнить специальные задания, чтобы обеспечить их соблюдение».
Пересмотр восприятий прошлого
В исследовании Ольшанецкого тщательное изучение того, что именно ели римские солдаты и как они получали свой рацион, показало, что иудейские диетические законы вполне можно было бы совместить со службой в римской армии. Этот вывод означает, что евреи, вероятно, действительно служили в римской армии в гораздо большем количестве, чем внушала общественности популярная история. «Изучение истории не является точной наукой, и у нас никогда не будет исторической «правды», но мы стараемся максимально приблизиться к тому, что произошло, и во многих случаях мы можем подойти очень близко», — добавил Ольшанецкий.
Он заметил, что тот факт, что меньшинства служили в римской армии, общеизвестен из-за обширности Римской империи, из которой армия набирала своих солдат. «Вопрос о том, что они сделали для облегчения положения всех этих меньшинств, не всегда задавался. Оккупант или империя не принадлежат единогласно к одной нации», — заявил он. «Полное определение империи заключается в том, чтобы управлять другими, и если вы хотите править долгое время, вы должны ассимилировать меньшинства до определенного уровня». Исследование требует, чтобы общественность осмыслила вероятность того, что солдаты – евреи в римской армии участвовали в разрушении Храма в 70 г. н.э. Юлий Александр, полководец – еврей, был заместителем командующего римской армией и руководил уничтожением, указал Ольшанецкий. Это неудобный факт, но он показывает, насколько сложными и разделенными были люди даже тысячи лет назад. «Когда мы приближаемся к тому, как выглядит древность и как выглядит наше прошлое, мы можем понять его по-другому», — заметил он. «Мы можем пересмотреть то, как мы воспринимаем не только прошлое, но и настоящее, и, возможно, будущее».