Новости
В Эрмитаже Санкт-Петербурга открылась выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа»
С 29 июня 2023 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца работает выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа». Археологические коллекции Государственного Эрмитажа богаты и разнообразны, но исторически сложилось так, что среди них нет памятников библейской археологии.
Выставка одного экспоната «Загадка святилища из Хирбет Кейафа» позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры.
«Выставка организована Эрмитажем совместно с Управлением древностей Израиля, Собранием национальных сокровищ и Фондом Эрмитажа в Израиле. Перед нами уникальный экспонат, связанный с драматическими событиями становления древнего государства Израиль и рождением иудейской религии. Израильтяне, филистимляне, хананеи, Давид и Голиаф, Первый храм, пищевые запреты – множество библейских ассоциаций и аллюзий вокруг небольшой элегантной каменной ниши со следами охры. Мы глубоко благодарны Фонду Эрмитажа в Израиле и лично его главе Амиру Кабири за этот жест дружбы и понимания», – отметил МихаилПиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
На выставке представлен уникальный памятник – миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году во время раскопок в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла, в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима, у подножия Иудейских гор. В X веке до н. э. здесь проходила граница между территориями обитания израильтян (предков современных евреев) и филистимлян, народа, родственного жителям бассейна Эгейского моря. Именно здесь, в долине Эла, состоялся знаменитый поединок между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии иудейских царей. В ходе археологических раскопок 2007–2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. Город, население которого по оценкам археологов составляло 500–600 человек, просуществовал не более полувека – с последней четверти XI до начала второй четверти X века до н. э., а затем был по каким-то причинам оставлен его жителями. В самой высокой части города находились помещения для культовых ритуалов, и в одном из них были найдены фрагменты какого-то изделия из местного известняка. В результате работы реставраторов фрагменты были собраны в модель храма, которая представлена на выставке.
Миниатюрные модели святилищ встречаются в культовой практике древних хананеев, израильтян и некоторых других народов Ближнего Востока. Нет надежных свидетельств того, каким образом использовались эти предметы, но считается, что они служили переносными святилищами, в которых находилось изображение божества или его символ. По своему функциональному назначению такие модели ассоциируются со скинией – переносным земным обиталищем Бога Израиля, и с Ковчегом Завета, в котором израильтяне держали Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай. Внутри экспонируемой модели виден след какого-то предмета, возможно символа божества. Нам неизвестно, какого рода предмет находился внутри модели из Хирбет Кейафа, и эта загадка тесно связана с другой – какой народ обитал в этой крепости: хананеи (автохтонное население), филистимляне или уже израильтяне. В числе свидетельств об этнической принадлежности жителей Хирбет Кейафа важную роль играют остатки пищи, среди которых отсутствуют кости свиней, что характерно именно для рациона израильтян (у филистимлян свинина была обычной едой), а также древнееврейская надпись протохананейским письмом на фрагменте керамического сосуда, найденного в городе. Таким образом, археологические находки в Хирбет Кейафа содержат важные сведения о религиозных практиках израильтян на заре библейской истории.
Модель святилища весьма интересна по своей архитектурной форме. Она не похожа на другие модели, найденные на территории Израиля и других областей древнего Ближнего Востока. С точки зрения археологов, проводивших раскопки в Хирбет Кейафа, модель имеет общие черты с новым типом святилища, появившимся в эту эпоху, описанном в Ветхом Завете Храмом Соломона (X век до н. э.), также известном как Первый Храм, разрушенный в 586 году до н. э. вавилонянами. Некоторые черты этой архитектуры были впоследствии заимствованы западными народами и оказали влияние на архитектуру древних греков.
Выставка организована Государственным Эрмитажем при поддержке Фонда Эрмитаж Израиль и коллекции Управления древностей Израиля, Собрания национальных сокровищ.
Куратор выставки «Загадка святилища из Хирбет Кейафа» – Мариям Магомедовна Дандамаева, учёный секретарь Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.
Выставку можно посетить до 24 сентября 2023 года по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.