Новости

26.07.2023

В Эрмитаже Санкт-Петербурга открылась выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа»

 

С 29 июня 2023 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца работает выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа». Археологические коллекции Государственного Эрмитажа богаты и разнообразны, но исторически сложилось так, что среди них нет памятников библейской археологии.

Выставка одного экспоната «Загадка святилища из Хирбет Кейафа» позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры. 

«Выставка организована Эрмитажем совместно с Управлением древностей Израиля, Собранием национальных сокровищ и Фондом Эрмитажа в Израиле. Перед нами уникальный экспонат, связанный с драматическими событиями становления древнего государства Израиль и рождением иудейской религии. Израильтяне, филистимляне, хананеи, Давид и Голиаф, Первый храм, пищевые запреты – множество библейских ассоциаций и аллюзий вокруг небольшой элегантной каменной ниши со следами охры. Мы глубоко благодарны Фонду Эрмитажа в Израиле и лично его главе Амиру Кабири за этот жест дружбы и понимания», – отметил МихаилПиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.  

На выставке представлен уникальный памятник – миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году во время раскопок в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла, в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима, у подножия Иудейских гор. В X веке до н. э. здесь проходила граница между территориями обитания израильтян (предков современных евреев) и филистимлян, народа, родственного жителям бассейна Эгейского моря. Именно здесь, в долине Эла, состоялся знаменитый поединок между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии иудейских царей. В ходе археологических раскопок 2007–2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. Город, население которого по оценкам археологов составляло 500–600 человек, просуществовал не более полувека – с последней четверти XI до начала второй четверти X века до н. э., а затем был по каким-то причинам оставлен его жителями. В самой высокой части города находились помещения для культовых ритуалов, и в одном из них были найдены фрагменты какого-то изделия из местного известняка. В результате работы реставраторов фрагменты были собраны в модель храма, которая представлена на выставке. 

Миниатюрные модели святилищ встречаются в культовой практике древних хананеев, израильтян и некоторых других народов Ближнего Востока. Нет надежных свидетельств того, каким образом использовались эти предметы, но считается, что они служили переносными святилищами, в которых находилось изображение божества или его символ. По своему функциональному назначению такие модели ассоциируются со скинией – переносным земным обиталищем Бога Израиля, и с Ковчегом Завета, в котором израильтяне держали Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай. Внутри экспонируемой модели виден след какого-то предмета, возможно символа божества. Нам неизвестно, какого рода предмет находился внутри модели из Хирбет Кейафа, и эта загадка тесно связана с другой – какой народ обитал в этой крепости: хананеи (автохтонное население), филистимляне или уже израильтяне. В числе свидетельств об этнической принадлежности жителей Хирбет Кейафа важную роль играют остатки пищи, среди которых отсутствуют кости свиней, что характерно именно для рациона израильтян (у филистимлян свинина была обычной едой), а также древнееврейская надпись протохананейским письмом на фрагменте керамического сосуда, найденного в городе. Таким образом, археологические находки в Хирбет Кейафа содержат важные сведения о религиозных практиках израильтян на заре библейской истории. 

Модель святилища весьма интересна по своей архитектурной форме. Она не похожа на другие модели, найденные на территории Израиля и других областей древнего Ближнего Востока. С точки зрения археологов, проводивших раскопки в Хирбет Кейафа, модель имеет общие черты с новым типом святилища, появившимся в эту эпоху, описанном в Ветхом Завете Храмом Соломона (X век до н. э.), также известном как Первый Храм, разрушенный в 586 году до н. э. вавилонянами. Некоторые черты этой архитектуры были впоследствии заимствованы западными народами и оказали влияние на архитектуру древних греков.

Выставка организована Государственным Эрмитажем при поддержке Фонда Эрмитаж Израиль и коллекции Управления древностей Израиля, Собрания национальных сокровищ. 

Куратор выставки «Загадка святилища из Хирбет Кейафа» – Мариям Магомедовна Дандамаева, учёный секретарь Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук. 

Выставку можно посетить до 24 сентября 2023 года по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2023/hirbet/!ut/p/z1/pVLLcoIwFP2WLlhmcgnKY8lQZwDLWNuqkA2DGCCOCUhTsX_f0Gl3tU5tVnncm3PPA1OcYiqLE68LxVtZHPQ5o3a-8H3btAKIF9HcAX9hrmaRE5HHyMFrTDE9yBpn_du47Uq-wxmx3Z2zdQpEKttDk6oqkQdlhQhxwTMJ8zyXjNWlVJ1qcNawXnBV1MyAspWKSWUAOzd8y8c5Xg1QTHRtX_TvBhAglgEN77dM4c21-ah-hgvLB91Pr5VkGsLJH8C0Q29ixu40vAefrOdBOHFM8AjenDgb8Eq2vdCKPf9RhfAb4RKJJfyEsAmSfLmaPene29S_Qsv8J634U9ZfjNHJIn0SJLX-tlAN4rJqcTqai9Mvc3UJ3x-P1NdBGVNx1lc3J6UTwrUESgFl8WkYXkKRJzNreti_D3cfinDTBA!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

 

Яндекс.Метрика