Новости
Управление древностей Израиля сообщило о результатах раскопок в древнем городе Заноах
Археологи раскрыли интригующие секреты библейского города, расположенного в «Земле обетованной», где израильтяне поселились после исхода из Египта под руководством Моисея (примерно 1446 г. до н. э. согласно Библии). Их находки включают каменные стены, керамику и другие артефакты из Заноаха, города, упомянутого в Ветхом Завете, возраст которых более чем 3200 лет.
Согласно Библии, израильтяне прибыли в Землю Обетованную, или Ханаан, около 1406-1407 гг. до н. э. после 40-летних скитаний по пустыне.
Среди обнаруженных артефактов есть сломанная ручка кувшина с надписью на иврите, означающей «принадлежащий царю» (Иудеи), что еще больше подтверждает библейское повествование, согласно пресс-релизу Израильского управления древностей (IAA), проводившего исследования и раскопки.
История Исхода охватывает библейские книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Она начинается с истории израильтян, порабощенных в Египте, за которой следует рассказ об освобождении их фараоном после десяти опустошительных казней и Моисее, ведущем их через чудесным образом разделенное Красное море.
История Исхода является основополагающим повествованием в Библии, иллюстрирующим темы освобождения, веры, завета и верности Бога Своему народу. Она остается центральной историей в иудейских, христианских и исламских традициях – всех авраамических верованиях.
Исследователей до сих пор озадачивает тот факт, что в египетских записях того времени не обнаружено никаких упоминаний о Моисее и Исходе, а впервые об этом упоминает лишь Манефон, египетский жрец, живший в III веке до н. э., примерно через тысячелетие после предполагаемых событий.
В Священном Писании подробно описывается, что после достижения Синайского полуострова израильтяне отправились к горе Синай, где Моисей получил Десять Заповедей. Затем они двинулись к южной границе Ханаана, но страх не позволил им войти, в результате чего Бог осудил их на десятилетия скитания в пустыне.
Проведя годы в оазисе Кадес-Варни, израильтяне отправились к восточной границе Ханаана, где Моисей умер и был похоронен на горе Нево. В Книге Иисуса Навина описывается, как Иисус Навин становится преемником Моисея, ведя израильтян в Землю Обетованную через реку Иордан и завоевывая Иерихон. Город Заноах упоминается в Книге Иисуса Навина (15:34,56), где описываются границы и города, включая Заноах, в пределах племенного надела Иуды при входе в Землю Обетованную.
Раскопки были осуществлены еще в 2019 году и привели к результатам, которые были опубликованы IAA в марте 2024 года. Команда археологов обнаружила стены из больших белых камней, которые, как полагают, были подпорными стенками для сельскохозяйственных террас, используемых для создания ровных площадей для посадки и предотвращения эрозии почвы.
«Хотя вполне вероятно, что некоторые из находок находились в руинах и впоследствии смыты вниз по склону на протяжении многих лет, большинство находок, особенно датируемых ранним византийским периодом, связаны с сельскохозяйственной деятельностью, которая велась на склонах холмов. Большое количество находок указывает на важность этого места и подчеркивает его потенциальное значение», — написали исследователи, цитируемые The Daily Mail.
Пейзаж был буквально усеян фрагментами керамической посуды, около 20 процентов которых датировались временем прибытия израильтян после 40 лет скитаний, а остальные были изготовлены в течение следующих 900 лет.
Археологи обнаружили хорошо сохранившуюся керамику с печатью LMLK на ручке кувшина, что является большой редкостью в Иудейских горах. Эти знаки являются древними еврейскими печатями, означающими «Царя» или «принадлежащий царю». Эти печати были впервые выпущены во время правления Езекии около 700 г. до н. э.
Еще одной примечательной находкой стал фрагмент декорированной косметической чаши из белого известняка. Край был украшен тремя концентрическими полосами: узкими внешними и внутренними полосами с веревочным декором и широкой центральной полосой с прерывистым сетчатым узором.
Другие артефакты включали миски и кувшины, один с отверстиями, предполагающими, что он мог использоваться как фонарь, и различные металлические предметы. Хотя исследователи не указали даты, металлические предметы включали бронзовые украшения, такие как кольцо и фрагмент серьги. Дополнительные остатки древнего жилья включали железные инструменты, гвозди разных размеров и бронзовые полосы, используемые для сварки железа.
https://sedmitza.ru/text/10420620.html
Сообщение Израильского департамента древностей см.: https://www.hadashot-esi.org.il/Report_Detail_Eng.aspx?id=26467