Новости
В Иерусалиме обнаружена чрезвычайно редкая, красивая печать эпохи Первого Храма
В Иерусалиме обнаружена редкая и уникальная каменная печать периода Первого Храма с надписью палеоеврейским шрифтом и изображением демона – защитника или джинна, сообщило 29 августа Управление древностей Израиля, пишет журналист «The Times of Israel» Гавриэль Фиск.
Маленькая черная каменная печать является «одной из самых красивых, когда-либо обнаруженных при раскопках в древнем Иерусалиме, и выполнена на высочайшем художественном уровне», — заявили руководители раскопок IAA д-р Юваль Барух и Навот Ром.
Печать была обнаружена в Археологическом саду Дэвидсона, к югу от Храмовой горы в Старом городе Иерусалима, во время продолжающихся раскопок, совместно проводимых Управлением древностей Израиля и Фондом «Город Давида». На печати, возраст которой, по мнению экспертов, составляет около 2700 лет, палеоеврейским шрифтом выгравированы слова «LeYehoʼezer ben Hoshʼayahu» — «Для Йехоэзера, сына Хошаягу». Слова написаны зеркально, чтобы печать можно было использовать для оттиска слов на воске.
По словам IAA, владелец, вероятно, был высокопоставленным чиновником во времена Иудейского царства и использовал печать для подписания документов. Печать, в которой есть отверстие, чтобы ее можно было прикрепить к цепочке и носить на шее, также имеет изображение крылатой фигуры, предположительно демона или джинна, что свидетельствует об ассирийском влиянии. Он «изображен в профиль… с крыльями; одетый в длинную полосатую рубашку. У фигуры грива длинных кудрей, покрывающих затылок, а на голове шляпа или корона. Фигура поднимает одну руку вперед с открытой ладонью; возможно, чтобы указать на какой-то предмет, который она держит», — заявили в IAA. «Это чрезвычайно редкая и необычная находка. Это первый случай, когда крылатый «джинн» — защитная магическая фигура — был найден в израильской и региональной археологии.
Фигуры крылатых демонов известны в неоассирийском искусстве 9-7 вв. до н. э., и они считались своего рода защитными демонами», — рассказал о печати ассириолог и археолог IAA доктор Филип Вукосавович. Похоже, что печать изначально содержала только изображение крылатой фигуры, а текст был выгравирован позже. По словам IAA, изначально этот предмет, вероятно, «носил в качестве амулета на шее человек по имени Хошаягу, занимавший высокое положение в администрации Иудейского царства».
Когда Хошаягу умер, его сын Йехоэзер унаследовал печать, и он «добавил свое имя и имя своего отца по обе стороны от демона», пытаясь «непосредственно присвоить себе полезные качества, которые, по его мнению, воплощал талисман как магический предмет», — предположили археологи. Надпись «была сделана небрежно», в отличие от «тщательной гравировки фигуры демона», что указывает на то, что ее мог сделать «сам Йехоэзер», — объяснил профессор Ронни Райх из Университета Хайфы, который принимал участие в исследовании.
Имя Йехоэзер появляется в Библии в «сокращенной форме» Йоэзера, одного из воинов царя Давида, упомянутого в «Диврэй а-Йамим» I 12:7, отметило IAA. Кроме того, в книге Иермияху (43:2), где описываются события, которые, как считается, произошли в тот же период, когда использовалась печать, появляется имя «Азария бен Хош’айя». «Хош’айя» — это сокращенная форма от Хош’айягу.
Крылатая фигура на печати «выполнена в отчетливом неоассирийском стиле», который «уникален и очень редок в глифических стилях позднего периода Первого Храма», рассказал археолог IAA Барух. Это свидетельствует о «совершенно очевидном» влиянии восходящей Ассирийской империи, «которая завоевала весь регион». «Иудея в целом и Иерусалим в частности в то время находились под гегемонией Ассирийской империи и находились под ее влиянием — реальность, также отраженная в культурных и художественных аспектах», — объяснил он.
Владелец «выбрал демона в качестве знака своей личной печати», показывая, «что он принадлежал к более широкому культурному контексту, как и люди сегодня в Израиле, которые считают себя частью западной культуры», — заявил Барух. «Однако в рамках этого чувства этот Йехоэзер также твердо придерживался своей местной идентичности, и поэтому его имя написано еврейским шрифтом, и его имя — еврейское имя, которое принадлежит культуре Иудеи», — добавил он.
Эта двойственная природа артефакта, содержащего как иудейские, так и ассирийские элементы, показывает «степень влияния ассирийской культуры в нашем регионе, и особенно в Иерусалиме», что в последние годы становится все более очевидным из-за продолжающихся раскопок в Старом городе и Городе Давида, заметил Барух. Более подробная информация о печати будет представлена общественности на следующей неделе на ежегодной «Исследовательской конференции Города Давида», которая состоится в Иерусалиме в среду, 4 сентября.