Новости

05.10.2012

В Санкт-Петербурге прошла IV Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы богословских исследований»

4 октября завершилась работа IV Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований». В работе конференции принял участие главный радактор библейского альманаха "Скрижали" Акимов Виталий Викторович.

Доклады на библейскую тематику прозвучали на секциях по библейской экзегетике и библейской археологии.

 

Секция библейской экзегетики

3 октября вниманию слушателей были предложены следующие доклады:

Протоиерей Алексий Емельянов, ПСТГУ. Попытка разработки новой методологии в диссертации епископа Кассиана (Безобразова).

В докладе было отмечено, что еп.Кассиан работал в то время, когда в западной библеистики возобновился интерес к богословскому содержанию Священного Писания. Это отразилось в диссертации епископа Кассиана (Безобразова) «Водою и кровию и духом».Владыка Касссиан считал, что Евангелие от Иоанна содержит многие символы, а не просто поэтические образы. Он утверждал, что в этом Евангелии имеется строгая структура, что оно тесно связано с первым Посланием от Иоанна, откуда следует единство авторства. В своем исследовании еп. Кассиан использовал литургическое предание для уяснение значения символа «вода».

Протоиерей Димитрий Юревич, СПбПДА. Экзегеза Ин 1:1 в русской дореволюционной библеистике с современной точки зрения.

В докладе были рассмотрены следующие вопросы: почему используется термин λογος; почему этот термин используется без объяснений в самом начале текста; как он соотносится с термином «Сын Человеческий». Были приведены взгляды дореволюционных библеистов (свящ. Д.Левицкий, прот. М.Скрявин, Г.К.Властов, М.И.Богословский). Была сформулирована и современная точка зрения: термин «Сын Божий» был известен, но мог пониматься в относительном смысле, поэтому евангелист Иоанн вводит новый термин, чтобы указать единство Бога Отца и Сына Божия и гарантировать правильное понимание в дальнейшем.

С. Ю. Крицкая, СПбПДА. Бог есть «свет» (Ин 1:5). Этимология слова Deus.

В докладе было отмечено, что индоевропейский корень, к которому восходит слово Deus, имеет несколько значений: небо, день, Бог. В некоторых языках эти значения могут совмещаться. Оттенки могут передаваться с помощью чередования суффиксов. Можно читать определение из Ин.1:5 следующим образом: Бог-свет есть свет. Один из участников конференции высказал предположение о том, что здесь можно видеть аналог того, как Бог именует Себя Сам в Исх.3:14: «Я есть тот, кто Я есть».

А.С. Кашкин, Саратовская ПДС. Анализ Быт 1:26-27, предлагаемый в качестве образца современного православного толкования библейского текста.

Докладчик заметил, что толкование должно быть многоуровневым. Были выделены следующие этапы: введение, текстуальный анализ, филологический анализ, обзор параллельных мест, структурный анализ, исторические замечания, анализ контекста, систематизация, нравственный смысл, использование в Новом Завете и мессианская интерпретация, употребление в истории Церкви, актуализация в современности. Метод был продемонстрирован на примере отрывка Быт.1.26-27.

4 октября на заседании секции было прочитано шесть докладов, которые представили преподаватели духовных школ РПЦ и светских государственных вузов:

Священник Юлиан Гоголюк, Белгородская ПДС. Библейская специфика понятия «вера».

В рамках своего выступления отец Иоанн раскрыл Ветхозаветное понимание термина «вера» на основе многих примеров его использования в текстах Священного Писания с пояснениями особенностей еврейского языка. Последующая за этим полемика коснулась различия Ветхозаветного и Новозаветного восприятия исследуемого понятия. Отец Иоанн указал на теоцентрическую тенденцию в интерпретации данного термина в Ветхом Завете, а также дифференцировал понятия «доверие» и «знание» при отождествлении их с исследуемым термином в Ветхом и Новом Заветах соответственно.

Диакон Александр Зиновкин, СПбПДА. Термин «Сын Человеческий» в литературе Второго храма.

Особенностью выступления стал интереснейший материал, собранный отцом Александром, относительно данного термина в апокрифических источниках, в канонических и неканонических текстах Ветхого Завета. В качестве нулевой координаты исследования была взята книга пророка Даниила, обсуждались аллюзии на события Благовещения и другие мессианские вопросы.

Протоиерей Владимир Игнатов, Рязанская ПДС. Правосознание как отражение Божией заповеди (экзегеза Рим 13:1-7).

Отец Владимир говорил о правосознании в качестве гражданской ответственности, которая имеет под собой основание в Священном Писании. В докладе был представлен интересный историко-филологический анализ. Резюме выступления заключилось в тезисе, что подчинение государству есть и норма христианской жизни, и заповедь. Христиане должны не только терпеть земное государство, но и хотеть его, но не как государство Пилата, а как правовое государство, основанное на ответственности Церкви за государство и правосознании отдельных её членов.

Священник Иоанн Реморов, Новосибирская ПДС. О проекте К.П. Победоносцева 1892 г. по общецерковному пересмотру русского перевода Нового Завета

Среди выводов, сделанных автором, можно отметить, что работа над новой редакцией русского перевода Нового Завета, конечно же, велась из-за неудовлетворённости от имеющейся версии. Однако эта неудовлетворённость проявлялась в разных аспектах: у А.А. Некрасова – экзегетически, так что он использовал филологический подход, выводя смысл текста из разбора грамматики; Н.Н. Глубоковский, напротив, требовал «научного», по его словам, подхода, который он понимал прежде всего текстологически; наконец, у К.П. Победоносцева основной акцент делался на стилистическую сторону текста. Создавая итоговый текст, К.П. Победоносцев следовал прежде всего своему изначальному замыслу, поэтому прочие труды были им учтены в незначительной степени, и текст получился ориентированным на достаточно узкую аудиторию.

Протоиерей Александр Павлов, Казанская епархия. Изучение богословских научных школ начала XX века как залог полноценного развития современной богословской науки (на примере школы ветхозаветной библеистики Казанской духовной академии).

В докладе была заявлена проблема неосвоенного до настоящего дня богословского наследия русских духовных школ. Незаслуженно забытыми до сих пор можно считать «похороненные» в архивах работы студентов академии, и, следовательно, малоизвестные в научном сообществе. А ведь их научный уровень чаще всего превосходит уровень современных студенческих работ. Удивляет и база, и научный аппарат, которым пользовались ранее студенты, свободное владение языками для привлечения современных иностранных источников на языке оригинала, порой поражает и грамотная стилистика речи. В заключение, как пример актуальности и необходимости исследований нашего наследия, отец Александр сообщил о вышедшем в свет в 2012 году заключительном томе «Книг Ветхого Завета в русском переводе профессора П.А. Юнгерова». В ходе исследования удалось обнаружить перевод с 25 по 30 главу (до 40 стиха) книги Бытия, не вошедший в это собрание и до сих пор остающийся неизвестным широкому кругу ученых.

Д. Г. Добыкин, СПбПДА. Особенности толкования Библии в теологии освобождения.

Содержательный доклад Дмитрия Георгиевича содержал обширный материал по богословско-социальным вопросам XX-XXI вв. Затрагивая религиозно-политическую ситуацию о. Кубы, Бразилии и других стран, докладчик сообщил об интересных интерпретациях Священного Писания теологами освобождения. Например, в качестве одобрения революций. Общий вывод сообщения Дмирий Георгиевич связал с современной ситуацией в России, сделав прогноз о возможном проникновении на её территорию идей теологии освобождения.

http://spbdais.ru/index.php?dn=info&pa=04_10_2012_bibleyskoy_ekzegetiki

 

Секция библейской археологии

4 октября вниманию слушателей были предложены следующие доклады:

Протоиерей Георгий Урбанович, Смоленская ПДС. Римские термы и гимнасии как центры распространения культа императора в I-III вв. (по материалам археологических исследований в Малой Азии).

В докладе рассматривался вопрос о том, каким образом культ императора, возникший первоначально в Малой Азии нашёл отражение в архитектуре. Из доклада стало известно, что помимо храмов, посвящённых обожествлённому императору, существовали и некие комплексы для досуга, в которых находились термы, гимнасии и так называемый «имперский зал». Археологические исследования показали, что такие залы имели религиозное значение: там в особой нише стояла статуя императора, был и небольшой алтарь, на котором, например, можно было совершить жертвенное возлияние. Эти залы имели определённую стандартную структуру, которая была в дальнейшем использована в Византии.

В.В. Акимов, Минская ПДА. Месопотамская «Песнь древних властителей» и библейская Книга Екклезиаста.

Автор доклада сообщил, что существует несколько вариантов «Песни древних властителей». В них отчётливо выражена идея тщетности человеческой жизни, перечисляется череда ушедших правителей, которых уже нет, содержится призыв наслаждаться радостями жизни, которых так мало. Всё это присутствует и в книге Екклезиаст. Вполне можно предположить, что автор Екклезиаста был знаком с этим произведением, поскольку аккадский язык долгое время был международным, но по-своему переосмыслил тему суеты жизни, если она проходит вдали от Бога.

Священник Александр Тимофеев, МПДА. Экологические проблемы в древневосточных цивилизациях.

В докладе была подвергнута критике идея о поступательном прогрессе и указано на то, что эпоха неолита являет отчётливые следы деградации по сравнению с палеолитом. Это, прежде всего, видно по сохранившимся образцам живописи. В эпоху неолита появляется развитое идолопоклонство, человеческие жертвоприношения, каннибализм, многочисленные войны. Было высказано предположение о том, что это могло быть вызвано оскудением ресурсов в результате хозяйственной деятельности. На разных примерах было показано, что языческие общества входили в конфликт с окружающей средой. Также было отмечено, что современная техногенная цивилизация не порождена христианским отношением к природе, поскольку в основании современной науки лежат не христианские идеи: деизм, механистическое понимание природы, стремление получить власть над природой. Причина экологических катастроф — человеческие страсти.

Я. Чехановец, Департамент древностей, Израиль. О миниатюрной ранневизантийской иконе из раскопок в граде Давидовом.

По словам автора доклада, при раскопках в городе Давида был обнаружен клад золотых монет 610-613 гг., которые не успели попасть в оборот и находились в здании, которое разрушилось при пожаре. Таким образом, впервые было подтверждено Сасанидское нашествие на Иерусалим в 614 году. Кроме того, был найден и маленький костяной квадратик с вырезанным на нём крестом. Внутри него оказались живописные изображения мужчины и женщины на золотом фоне. Этот предмет был потерян на византийской улице в конце 6-го или в начале 7-го века. Он, безусловно, имеет религиозное предназначение. Скорее всего это был своего рода складень из двух икон. Оказалось, что существуют ещё, по крайней мере, два аналогичных предмета, один из которых был найден при раскопках в Герасе также на византийской улице.

http://spbdais.ru/index.php?dn=info&pa=04_10_2012_bibleyskoy_arheologii

 

Яндекс.Метрика