Новости
Состоялась археологическая поездка в Израиль, организованная кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии
12-19 ноября 2012 года состоялась очередная археологическая экспедиция в Израиль, организованная кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии.
В поездке приняли участие заведующий кафедрой протоиерей Димитрий Юревич, преподаватель библейской археологии протоиерей Димитрий Гольцев и студент 1 курса магистратуры библейского отделения заочного сектора протоиерей Алексий Ольховников, а также преподаватель и и.о. заведующего кафедрой библеистики Московской православной духовной академии священник Александр Тимофеев.
Целью экспедиции был осмотр мест раскопок древних иудейских и филистимских городов на юг от Иерусалима и в пустыне Негев, а также фото- и видеофиксация посещенных объектов.
Вначале экспедиция посетила Арад – крупный город в восточной части пустыни Негев, который контролировал главный путь в Эдом и Эйлат. Арад состоит из нижнего ханаанского города и верхнего израильского, причем верхний город представлял собой крепость, основанную в X в. до Р.Х. Отличительной особенностью города-крепости является найденное в нем святилище, альтернативное по отношению к Иерусалимскому храму. Участники экспедиции осмотрели святилище, произвели замеры алтаря, а также обсудили варианты датировки строительства святилища, в том числе и предложенный израильскими археологами вариант, согласно которому святилище существовало не с момента основания города, а всего лишь несколько десятилетий – с начала до конца VIII в. до Р.Х. Была осмотрена комната Элиашива (вероятно, начальника гарнизона), в которой при раскопках теля были надены остраконы. В нижнем городе – ханаанском Араде -- участники экспедиции осмотрели комплекс святилища.
Город Беер Шева (Вирсавия) представляет собой наглядный пример типичного израильского города допленного периода. В Беер Шеве сохранились внешние и внутренние городские ворота. Реконструирован источник у внешних ворот. Сразу за внутренними воротами находилась городская площадь. Поблизости от площади, на которой проходили народные собрания, размещался дом правителя -- такое расположение позволяло властям постоянно контролировать ситуацию в городе. Неподалеку находилось также хранилище для запасов (по другой версии -- торговые ряды или конюшни).
На месте современного Теля а-Давир в древности располагался город Лахиш -- один из значительных ханаанских городов, ставший позднее иудейским. Хорошо сохранились крепостные стены и ворота города, а также основание дворца правителя. Особый интерес представляют остатки насыпи, возведенной ассирийской армией во время осады Лахиша в 701 г. до Р.Х. (барельеф, на котором изображено взятие Лахиша, был найден английскими археологами в Ниневии и перевезен в Британский музей). Кроме этих объектов участники экспедиции осмотрели также два городских святилища.
Тель Цафит был идентифицирован как библейский город Гат (в Синодальном переводе -- Геф) -- изначально ханаанский, впоследствии ставший одним из пяти филистимских городов на территории Палестины. Геф известен как родина Голиафа, в нем временно пребывал Давид, спасаясь от преследования Саула. Был осмотрен тель и место недавних раскопок, на котором была найдена надпись с именем "Голиаф".
Одним из важнейших телей для библейской археологии и археологии Палестины является Тель эль-Хези. В конце XIX в. в результате раскопок на этом теле У. Петри создал для Палестины систему "кермических часов" -- возможности датировать археологические слои по керамике. Во время посещения этого объекта участники экспедиции осмотрели огромный раскоп, свидетельствующий о гигантском объеме археологического материала, который пришлось извлечь У. Петри из теля, чтобы добиться поставленной цели.
В связи с начавшимися интенсивными ракетными обстрелами израильской территории неуправляемыми ракетами с сектора Газы участникам экспедиции пришлось стать невольными свидетелями ракетных обстрелов из сектора Газы, поскольку для посещения южных древних городов в качестве постоянного места пребывания ими изначально был выбран г. Ашкелон, находящийся всего в 9 км от Газы. К счастью, во время этих ракетных атак все палестинские ракеты были перехвачены израильской системой ПРО "Стальной купол" и взорвались в воздухе над Ашкелоном. Тем не менее, было принято решение приостановить посещение южных городов и переехать в Иерусалим.
В Иерусалиме участники провели небольшой семинар около развалин так называемых ворот Ессев, во время которого обсуждали предложенную археологом Симоном Гибсоном идентификацию прилегающего к воротам пространства как места, где находился дворец Пилата, а внутреннего пространства ворот -- как Лифостротон, судейское место Пилата. В ходе семинара было отмечено, что идентификация расположения дворца весьма вероятна как с археологической точки зрения, так и с точки зрения повествования библейской истории, в то время как отождествление небольшого внутреннего пространства ворот с Лифостротоном противоречит новозаветному описанию событий суда над Господом Иисусом Христом. Участники экспедиции осмотрели также иродианскую улицу, юго-западную, южную и юго-восточную части платформы Храмовой горы, долину Кедрон и ракопки в городе Давида Э. Мазар. Объектами пристального внимания экпедиции стали также долина Гинном и церковь святого апостола Петра в Галликанту.
В последний день члены экспедиции посетили Кумран и осмотрели различные объекты на его территории, учитывая два возможных варианта идентификации развалин этого места -- традиционной идентификации как религиозного поселения, и современной идентификации как вначале маккавейской крепости, а затем (в римский период) -- как фабрики по производству керамики и феодального торгового центра.
Текст: протоиерей Д. Юревич
http://spbda.ru/news/a-2502.html
Фотографии, сделанные участниками экспедиции, можно увидеть по адресу: http://www.flickr.com/photos/spbpda/sets/72157632110840013/