Новости
Член редколлегии альманаха "Скрижали" протоиерей А. Васин дал интервью русско-немецкому интернет-журналу "Inter-Focus"
"Вера - это не знание и не умение. Это духовный опыт...", - уверен священник Храма Святой Марии Египетской в Тюбингене, протоиерей из Белоруссии Алексей Васин.
«Сущность веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью», - утверждал великий русский писатель Лев Толстой.
Постичь этот смысл порой нелегко, и не всем это удается. А тем более, когда внешние обстоятельства этому всячески препятствуют. И все же даже в советские годы, когда религия была под строжайшим запретом, многие верили в Бога. Кто-то тайком, осмеливаясь лишь про себя возносить молитвы Небесам... А кто-то открыто выбирал светлый путь служения Всевышнему, продираясь сквозь партийные запреты и препоны, были среди них и такие, кто самостоятельно, абсолютно без чьего-либо влияния открывал для себя библейские истины. Одним из них является протоиерей Алексей Васин, священник из Белоруссии, который уже несколько лет служит при храме святой Марии Египетской в Тюбингене. Человек, который к Церкви шел особыми тропами. Тот, кто для постижения дорогих ему духовных знаний не боялся трудиться и собирал их буквально по крупицам.
Об этом и многом другом рассказал протоиерей Алексей Васин во время беседы, состоявшейся в Аулендорфе накануне встречи священника с жителями города, пригласившими его пообщаться накануне православного Великого поста.
Первый вопрос, который напрашивается в беседе с Алексеем Васиным, наверное, у каждого, кто встречается с ним в Германии, примерно такой: «Как случилось, что, будучи православным священником, вы служите при евангелической церкви?»
И протоиерей из Белоруссии начинает рассказ, сопровождая его любопытными деталями и яркими примерами из собственной жизни, из церковно-преподавательской «практики»...
- Уже более десяти лет я преподаю в Минской духовной академии и семинарии, выпускником которых сам и являюсь... Как сейчас помню тот декабрьский день 2009 года, когда между лекциями мне позвонили и буднично так спросили, не хотел бы я поехать в Германию в рамках проекта академического и церковного сотрудничества между Минской духовной академией, богословским факультетом Тюбингенского университета и Церковным управлением Вюртембергской Евангелической Церкви. Я согласился, не раздумывая, ведь это была такая необыкновенная возможность обрести новый опыт служения Господу при довольно интересных обстоятельствах. Кстати, выбор в данном случае, наверное, не случайно пал на меня, потому что я и на тот момент был хорошо знаком с Германией, так как в 1993-95 годах учился в Высшей церковной лютеранской школе Бэтэля в немецком городе Билефельд, где изучал библейский иврит. Так что предложение служить в этой стране в качестве православного священника при Евангелической церкви я воспринял как особый знак Божий. И в сентябре 2010 года я со своей женой, матушкой Екатериной Анатольевной, и сыновьями Давидом и Аввакумом приехал в Германию.
- Особо примечателен и в какой-то мере даже удивителен сам факт того, что Евангелическая церковь предложила вам, православному священнику, такой интересный вид сотрудничества. Ведь евангелисты известны своей строгой приверженностью собственным традициям вероисповедания, не приемлют икон и в целом внешних проявлений христианской обрядности...
- Верно, однако, немцы – это народ, очень интересующийся традициями и обычаями других национальностей, жители Германии в большинстве своем люди, открытые для диалога с другими культурами. И современные вероисповедальные институты здесь, будь то католическая, евангелическая или православная церковь, так же активно взаимодействуют друг с другом. Бывало даже такое, что здешние мусульманские общины приглашали меня на встречи, в ходе которых мы совместно обсуждали современные вопросы контактов между религиями в Европе. Эта готовность немецких церквей к взаимодействию с другими конфессиями нашла подтверждение и в проекте академического и церковного сотрудничества между Минской духовной академией, богословским факультетом Тюбингенского университета и Церковным управлением Вюртембергской Евангелической Церкви. Он, кстати, реализуется уже в течение многих лет, и за эти годы гости из Германии не раз навещали нашу Духовную академию и семинарию в Минске.
Что же касается расхожего мнения о так называемой нетерпимости евангелистов к религиозным обрядам, то этому есть объяснение. Дело в том, что в Библии, написанной на греческом языке, нередко встречается слово «идолон». Чаще всего оно переводится как «кумир», то есть искусственно выдуманное божество. Однако у этого слова есть и второе значение, расшифровка которого дается в 26-м стихе 1-й главы Библии. В известной, наверное, всем христианам строфе: «И сотворил Бог человека по образу своему...». Слово «образ» обозначено также греческим словом «идолон»... Так находит свое объяснение почитание икон в православной традиции и отрицание их евангелистами. Все дело в особенностях перевода. Впрочем, и в истории нашей конфессии имеются примеры ереси иконоборчества — в частности, это страшное явление имело место в 6-7 веках нашей эры в «колыбели православия» Константинополе.
- Однако православие знало в России и гораздо худшие времена — в частности, период правления советской власти...
- Да, и в самый расцвет этого режима, в 1974 году, я появился на свет в белорусском городе Новополоцк. Мои родители были абсолютными атеистами, к тому же мой отец был начальником крупного предприятия и, соответственно, убежденным коммунистом. Да и что уж говорить, сама Белоруссия стремилась стать самой атеистической республикой Советского Союза, и это «рвение» побуждало партийных деятелей рушить уникальные памятники церковной архитектуры. В 30-е годы были уничтожены практически все храмы на территории Белоруссии: их не просто разрушали, но и выкапывали с фундаментом, чтобы не оставалось никаких следов от церквей. Так партийные чиновники демонстрировали, что они в буквальном смысле искореняют православные «пережитки прошлого»... Однако отдельные храмы все же сохранились в Полоцке, который находился в нескольких километрах от нашего города. Туда я ходил пешком, будучи еще школьником, когда в моей душе стали пробиваться первые ростки веры...
- Расскажите, пожалуйста, когда и как стал пробуждаться в вас этот интерес к православию и к религии в целом?
- Моя мама родом из Ярославля, и как-то мы гостили у моей бабушки там. В один из дней мы случайно проходили мимо знаменитой ярославской церкви Ильи Пророка, меня очень заинтересовало, а что это за строение такое удивительное?.. Мама предложила мне зайти внутрь. Церковь была тогда недействующей, в советские времена она была музеем истории и атеизма, как и многие другие сохранившиеся храмы по всему СССР. Экскурсовод рассказала нам, что в здешних уникальных фресках 17-го века, которые украшают стены церкви от пола до потолка, «пересказана» вся Библия. Тогда я впервые услышал это звучное слово «Библия». И с этого момента в моей душе стали постоянно возникать вопросы: «Что такое религия?», «Кто это — Бог?», «Почему об этом никто ничего не говорит?», «Почему нигде нельзя достать Книгу книг, чтобы ознакомиться с тем, чему она учит?»... По возвращению домой я стал тайком от родителей ходить в соседний Полоцк, в храм... Когда мама спрашивала меня, где я был, я, боясь гнева родителей, говорил: «Да так, вдоль Двины гулял...» Что, в принципе, не было ложью, мой путь до Полоцка на отдельных отрезках действительно пролегал по берегу этой реки...
В библиотеках я брал учебники по атеизму. Это был тогда единственный источник информации о Боге и православии, которой жаждала моя душа. Потом я впервые услышал музыку Баха. Его вообще называют «пятым евангелистом», так как его музыка «служила» Евангелию. А для меня он был первым евангелистом, ведь на тот момент я ничего не знал о четырех учениках Иисуса Христа, которые вели летопись жизни своего Учителя...
В 15 лет я принял крещение в той же церкви Ильи Пророка в Ярославле. И тогда же призадумался над тем, а не отказаться ли мне от своих планов поступления в медицинский институт в пользу стези служения Богу. Честно говоря, я несколько опасался за свое будущее в студенческих рядах, ведь студенчество и в то время нередко ассоциировалось с разгульным образом жизни... И тут я услышал о том, что в городе Жировичи при Свято-Успенском мужском монастыре после долгих лет простоя снова открывается семинария, куда я и собрался поступать после окончания школы. Когда я объявил об этом своем намерении родителям, их, скажем так, негодованию не было предела... И все же я был тверд в своем решении и в конце концов поступил-таки в семинарию.
- Чем вам особенно запомнились годы обучения там?
- Знаете, мне кажется, что я помню каждое занятие в семинарии. Ведь учеба в ней была для меня настоящим источником знаний, в которых я так духовно нуждался. К тому же именно в период учебы в семинарии я стал стипендиатом программы, в рамках которой получил возможность изучать древний иврит в Высшей лютеранской школе Бэтэля в Германии. Это был неоценимый опыт для меня, я постиг столько нового, столько истин открылось мне, когда я читал древние библейские писания Ветхого Завета!.. К тому же, за время пребывания в Европе мне посчастливилось побывать во многих странах, где я изучал историю христианства на различных ее вехах... Израиль, Южная Италия (бывшая территория Великой Греции), Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург... Мой путь познания Бога на европейской земле только набирал обороты. Но мне нужно было вернуться на короткое время в Белоруссию, чтобы продлить документы. По возвращению на малую родину у меня начались серьезные проблемы со здоровьем, но Господь дал мне силы победить тяжелый недуг. Я понял, что должен остаться здесь, значит, я здесь сейчас нужнее... И после того, как я окончательно выздоровел, стал преподавать в Минской духовной академии и семинарии немецкий язык и иврит. До того дня, пока Евангелическая церковь Вюртемберга не пригласила меня приехать в Германию. А как сложится моя судьба дальше, на то Воля Божья...
После того, как наш «рабочий диалог» завершился, мне хотелось еще много что спросить у отца Алексея, но уже не как у собеседника по интервью, а как у духовника. И в одной фразе, сказанной им уже в непосредственной беседе, заложен особый "код" самопознания на пути к Богу. И вот эта фраза: «Вера — это не знание, и не умение. Это духовный опыт...» А как накапливать этот духовный опыт, каждый верующий решает для себя сам.
- Автор: Диана Ревазова-Майер
- http://inter-focus.de/index.php/ru/obshchestvo/kommunalnaya-zhizn/344-vera-eto-ne-znanie-i-ne-umenie-eto-dukhovnyj-opyt