Новости

13.09.2013

Проректор Минской духовной академии Акимов Виталий Викторович дал интервью сайту Учебного комитета Русской Православной Церкви о начале работы магистратуры в Минских духовных школах

На сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликована подборка интервью семи проректоров духовных школ, посвященная магистерской подготовке в предстоящем году. Предлагаем материал сайта Учебного комитета (http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2579:2013-09-09-08-52-22&catid=28:2010-06-02-05-34-34&Itemid=4) и полную версию интервью проректора по учебной работе Минской духовной академии Акимова Виталия Викторовича.

Семь магистратур Русской Православной Церкви. Цифры и мнения

В 2013/2014 учебном году магистратуры действуют в семи духовных учебных заведениях, находящихся в ведении Учебного Комитета Русской Православной Церкви. Магистратура – ступень высшего профессионального образования, следующая за бакалавриатом. Магистрант обучается в течение двух лет и по итогам пишет квалификационную работу. Для системы образования Русской Православной Церкви открытие магистратуры – этап, который только-только начинается. Предлагаем вам знакомство с магистратурами. В нашем обзоре – статистика и мнения проректоров.

Первый курс

148 студентов и 6 кандидатов на место в магистратуре приняты на первый курс семи магистратур, действующих в духовных учебных заведения Русской православной Церкви в 2013/2014 учебном году:

68 человек поступило на первый курс магистратуры Московской духовной академии, еще 6 числятся в списке кандидатов. В магистратуре действует шесть отделений: богословия, библеистики, церковной истории, церковно-практических дисциплин, христианской письменности и истории церковного искусства.

28 человек принято на первый курс магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии. В магистратуре действует четыре отделения: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое.

17 первокурсников (из 19 желающих) составили первый набор магистрантов Минской духовной академии. Из них 6 человек будут обучаться по специализации Библеистика, 7 человек – по специализации Церковная история и церковно-практические дисциплины, 4 человека – по специализации Апологетика.

17 человек поступило на первый курс магистратуры Сретенской духовной семинарии: 15 – на отделение Пастырское богословие и 9 – на отделение Церковной истории.

7 человек зачислены на первый курс магистратуры Нижегородской духовной семинарии, в которой действует одно направление - История религиозной философии.

6 человек (из 8 желающих) набраны на первый курс магистратуры Самарской духовной семинарии.

5 человек зачислены на первый курс магистратуры Казанской духовной семинарии: 3 – по профилю «Церковная история» и 2 – «Церковная лингвистика» В сентябре будет проводиться дополнительный набор.

Второй курс

В четырех магистратурах есть второкурсники.

На втором курсе магистратуры МДА обучаются 42 человека. В магистратуре СПбДА - 26 второкурсников. Второй курс магистратуры Сретенской семинарии в Москве составляют 25 человек: 17 обучаются на отделении «Пастырское богословие» и 12 – на отделении «Церковная история». В Казанской духовной семинарии на втором курсе имеется только один профиль – Церковная история.

Выпускники

Две духовные школы уже выпускали магистрантов.

В Московской духовной академии 24 выпускника защитили магистерские работы, 23 человека прослушали курс без диссертации.

- Почти равное число выпускников последнего курса магистратуры защитивших и не написавших магистерские работы – показатель большого количества проблем, связанных с мотивацией студентов к этой работе, - комментирует ситуацию проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов.

37 человек в 2013 году окончили магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии. 15 из них поступили в аспирантуру СПбПДА на очную форму обучения, 10 зачислены в соискатели и направлены в епархии, из которых поступали, 22 человека направлены в епархии.

***

Слово проректорам

Открытие магистратуры в жизни семинарии

Три из семи вышеназванных магистратур были открыты только в этом году, и для духовных школ это очень значимое событие.

- Открытие в Сретенской духовной семинарии магистратуры повлияло на общий учебный процесс, особенно в бакалавриате, - говорит помощник проректора Сретенской духовной семинарии иероонах Силуан (Никитин). - Учащиеся специалитета, которые изъявляют желание учиться в магистратуре, задумались об уровне своих знаний и качестве письменных работ. Что касается самих магистрантов, то у них после прослушивания целого ряда самых разнообразных курсов все отчетливее проявляется интерес к предметной научно-исследовательской деятельности, которая побуждает к постоянному интеллектуальному совершенствованию.

- Открытие магистратуры не только с точки зрения внешних показателей повысило уровень и статус Казанской духовной семинарии, но и оказало влияние на ее внутреннее состояние, - комментирует ситуацию помощник проректора по учебной работе по магистратуре Казанской духовной семинарии священник Антоний Ермошин. - Появились новые преподаватели, специально приглашенные для чтения курсов магистерской программы. Ряд студентов в своих планах и перспективах видят обучение в магистратуре своей alma mater, что уже сейчас стимулирует их учебную и научно-исследовательскую деятельность. Лекции иногородних и иностранных специалистов, которых семинария приглашает для своих магистрантов, с интересом посещаются и студентами 1-5 курсов... Кроме этого, среди достижений можно указать расширение студенческих контактов, участие магистрантов в научных конференциях, организуемых духовными школами РПЦ и светскими научными и образовательными центрами, участие магистрантов в коллективных проектах по грантам и др.

Уже сейчас видны проблемы, например, сложность привлечения потенциальных абитуриентов.

- Несмотря на развитие информационных технологий, часто сведения о возможности обучения в том или ином учебном заведении проходят мимо своих адресатов. Духовные учебные заведения, к сожалению, медленно изживают свою внутреннюю замкнутость. Хотя, конечно, небольшое количество абитуриентов можно объяснить и внешними факторами: демография, трудности перехода на «болонскую систему», недопонимание некоторыми значимости магистерской ступени образования, - говорит священник Антоний Ермошин.

С ним согласен проректор по учебной работе Нижегородской семинарии Даниил Викторович Семикопов:

- Главная проблема семинарии вообще - недостаточное количество абитуриентов и низкий уровень современного школьного образования в гуманитарной области. Открытие магистратуры привело к незначительным изменениям в учебном плане. Некоторые предметы были перенесены из бакалавриата в магистратуру: византология, современное западное богословие. Помимо этого, к работе в магистратуре были привлечены новые преподаватели из светских ВУЗов, в частности, из Нижегородского государственного университета.

- Открытие магистратуры в Минской духовной академии совпало с началом ее реформирования в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви, - рассказывает проректор по учебной работе Минской духовной академии Виталий Викторович Акимов. - В магистратуре сосредотачиваются лучшие преподавательские кадры Минских духовных школ, привлекаются лучшие преподаватели минских вузов, проведена большая работа по формированию нормативной базы. Фактически магистратура становится опытной площадкой по соединению традиций духовного образования с современными традициями светского высшего образования. Изменяется сам подход к работе преподавателя: от него теперь требуется не только выполнение аудиторной нагрузки, но и ведение научной, научно-методической, воспитательной работы. Появились требования по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. В соответствии с этим, делается попытка изменения системы оплаты труда преподавателей – вводятся преподавательские ставки. В академии начинают полноценную работу кафедры. Существенные изменения происходят в сфере документации, сопутствующей учебному процессу. Возникают новые требования, касающиеся методического обеспечения учебного процесса и методики преподавания. Вводится система ежегодной аттестации профессорско-преподавательского состава. В ближайшем будущем раз в пять лет будет осуществляться избрание преподавателей по конкурсу. В целом, открытие магистратуры дает хороший импульс для совершенствования подготовки кадров и успешного развития духовного образования.

Изменения в связи с проведением реформы и открытием магистратуры заметны в духовных школах, где магистрантов обучают уже не первый год.

- В «старой» академии упор делался на слушании лекций и правильном воспроизведении их на экзаменах, было достаточно обладать хорошей памятью и умением соответствовать ожиданиям экзаменатора. Сегодня большее внимание уделяется самой студенческой добросовестности – лекции перестают быть главной формой обучения, однако они необходимы для ориентации в постоянно увеличивающимся потоке научной информации. Семинар и самостоятельная исследовательская работа должны стать определяющими видами работы. Разумеется, полагаться на студенческую самостоятельность означает идти на определенный риск, оправдает ли себя такая ставка – покажет лишь время, - говорит проректор по учебной работе МДА протоиерей Александр Задорнов.

- Мне кажется, что промежуточные результаты реформы – очень положительные, - оценивает ситуацию проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап. - Прежде всего, появилась возможность специализации. Учебные планы каждого отделения магистратуры предполагают углубленное изучение предметов выбранного направления (библеистика, богословие, церковно-исторические или церковно-практические дисциплины), и это помогает более качественно подготовить преподавателей семинарий по конкретному профилю. Ведь подготовка преподавателей – одна из задач магистратуры. Также удалось решить проблему качества выпускных работ. Если говорить честно, многие кандидатские диссертации по старой схеме «семинария + академия» не соответствовали уровню, который предъявляется к таким работам в светской системе. Сегодня любой ответственный студент может написать магистерскую, аспирантура же и кандидатская диссертация – удел самых успешных магистрантов. Мне приходится читать довольно много светских магистерских и кандидастких диссертаций, поэтому могу сказать, что работы магистрантов и аспирантов СПбПДА сейчас в своем подавляющем большинстве соответствуют государственным требованием. Нами создан «костяк» новой магистратуры, теперь на нем нужно наращивать «плоть» учебно-методических материалов, развивать сотрудничество с российскими и зарубежными вузами (как богословскими, так и светскими), активизировать научную работу студентов, развивать научно-исследовательские проекты и издательскую деятельность. Особый предмет нашего внимания (и, как следствие, необходимого для этого времени) – заочная форма обучения магистратуры, которая у нас развивается очень активно.

Ожидания

В системе духовного образования Русской Православной Церкви магистратура – явление новое. Нынешние магистранты – первопроходцы.

- Конечно, хотелось бы, чтобы абитуриенты хорошо знали как минимум один древний и новый язык, владели навыками научной работы, разбирались в современной литературе по специальности и имели соответствующий общекультурный уровень. Однако реалии чаще всего иные: уровень поступающих очень разный, поэтому первый год обучения магистрантов включает в себя в том числе «подтягивание» слабых. Поэтому первое требование к студентам – ответственно выполнять все то, что требуется в рамках учебного процесса. Многие студенты значительно «вырастают» уже в течение первого семестра. Особую роль имеет контакт с научным руководителем, так как именно постоянная совместная работа гарантирует своевременное и качественное написание магистерской диссертации, - говорит протоиерей Владимир Хулап.

Среди магистратур есть уникальные. Например, в Казанской духовной семинарии с нынешнего года открыта новая магистерская программа – «Церковная лингвистика».

- Надеемся, что это уникальное для наших духовных школ направление окажется в течение ближайших лет востребованным, - говорит помощник проректора по учебной работе по магистратуре Казанской духовной семинарии священник Антоний Ермошин.

Как будет развиваться ситуация – покажет время. Сейчас в системе образования Русской Православной Церкви есть еще семинарии, уровень которых позволяет открыть магистратуры, и остается уведомить Учебный комитет об открытии. Задача нынешних магистрантов – пройти курс обучения и освоить навыки научной работы.

- Главная задача магистратуры - формирование молодых православных ученых, способных вести в дальнейшем активную преподавательскую и миссионерскую деятельность в современном обществе. Именно такими мы и видим наших будущих магистрантов, - говорит заведующий магистратурой Нижегородской духовной семинарии Даниил Викторович Семикопов.

- Основная цель обучения в магистратуре – это написание магистерской диссертации, которая подтверждает приобретенные в процессе обучения в соответствии с избранным профилем обучения компетенции и демонстрирует соответствующие результаты обучения, - говорит помощник проректора Сретенской духовной семинарии иеромонах Силуан (Никитин). - Возможно, какие-то выпускники магистратуры в будущем продолжат свое обучение в аспирантуре, кто-то станет преподавателем, консультантом по научно-богословским вопросам в синодальных учреждениях.

- Мечта любого преподавателя – прочитать такую магистерскую работу, которую хотелось бы написать самому. Лично мне интереснее иметь дело со студентами, не берущими темы из «общего списка» по необходимости, а самостоятельно предлагающими собственные формулировки исследований по выбранной тематике. Но такое, к сожалению, случается нечасто - делится ожиданиями проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов.

- У наших студентов, к сожалению, почти отсутствует навык к самостоятельной работе, - констатирует проректор по научной работе Минской духовной академии Виталий Викторович Акимов. - Наша задача – помочь приобрести такой навык в ходе обучения в магистратуре. Объем аудиторной нагрузки в магистратуре меньше, чем на бакалавриате. У студентов есть формальная возможность вести активную самостоятельную работу, а от нас требуется разработать систему регулярного контроля этой работы. Надеемся, что уровень подготовки наших будущих магистров позволит нам со временем открыть и аспирантуру, а сами студенты сохранят энтузиазм и стремление к познанию.

- Магистрантов хотелось бы видеть думающими, творческими, любящими свое дело и способными к занятию наукой людьми, - подводит итог проректор по учебной работе Самарской семинарии протоиерей Олег Агапов.

Подготовила Ольга Богданова

 

Проректор Минской духовной академии Акимов Виталий Викторович о вступительных экзаменах в магистратуру и начале магистерской подготовки в Минских духовных школах:

В Минской духовной академии прошел первый набор в магистратуру. В 2013 году в магистратуру Минской духовной академии поступало 19 человек, было принято 17 человек. Из них 6 человек будут обучаться по специализации «библеистика», 7 человек – по специализации «церковная история и церковно-практические дисциплины», 4 человека – по специализации «апологетика». Традиционно наиболее востребованным направлением в Минской духовной академии оказалась церковная история.

Вступительные испытания включали экзамены по догматическому богословию, иностранному языку, выбранной специализации, а также собеседование. Поступившие показали среднюю успеваемость. Наивысший балл, который могли набрать абитуриенты – 32. Высший балл, полученный в ходе вступительных испытаний – 24. Низший балл среди поступивших – 15. Средний балл среди поступивших – 18,86. Средний балл, полученный всеми абитуриентами – 17,88. Следует отметить, что вступительные испытания выявили некоторые проблемы подготовки на уровне бакалавриата.

Как повлияло на учебный процесс в Минских духовных школах открытие магистратуры? Каковы достижения, проблемы и перспективы в этой области? Предварительные выводы.

Открытие магистратуры в Минской духовной академии совпало с началом ее реформирования в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви. В магистратуре сосредотачиваются лучшие преподавательские кадры Минских духовных школ, привлекаются лучшие преподаватели из вузов Минска. Проведена большая работа по формированию нормативной базы. Фактически магистратура становится опытной площадкой по соединению традиций духовного образования с современными традициями светского высшего образования. Изменяется сам подход к работе преподавателя. От преподавателя теперь требуется не только выполнение аудиторной нагрузки, но и ведение научной, научно-методической, воспитательной работы. В соответствии с этим, делается попытка изменения системы оплаты труда преподавателей – вводятся преподавательские ставки. В академии начинают полноценную работу кафедры. Появились требования по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Существенные изменения происходят в сфере документации, сопутствующей учебному процессу. Возникают новые требования, касающиеся методического обеспечения учебного процесса и методики преподавания. Вводится система ежегодной аттестации профессорско-преподавательского состава. В ближайшем будущем раз в пять лет будет осуществляться избрание преподавателей по конкурсу. В целом, открытие магистратуры дает хороший импульс для совершенствования подготовки кадров и успешного развития духовного образования.

Что ожидается от учащихся магистратуры: какими бы Вы хотели их видеть во время учебы и в будущем?

Хотелось бы, чтобы студенты магистратуры сохранили свой энтузиазм и стремление к познанию. У наших студентов, к сожалению, почти отсутствует навык к самостоятельной работе. Наша задача – помочь приобрести такой навык в ходе обучения в магистратуре. Объем аудиторной нагрузки в магистратуре меньше, чем на бакалавриате. У студентов есть формальная возможность вести активную самостоятельную работу. Сейчас нам важно разработать систему регулярного контроля этой работы. Конечно, особое внимание нами будет уделяться научной работе студентов, чтобы спустя два года мы могли поставить вопрос об открытии аспирантуры. Надеемся, что уровень подготовки наших будущих магистров позволит нам это сделать.

Каковы планы магистратуры на будущее? Планируются ли какие-то существенные изменения, нововведения?

Набор этого года – первый набор в магистратуру. Это первый опыт. Осложняется он тем, что в ходе учебного года магистратура будет постепенно переводиться из Жирович в Минск. Первые промежуточные итоги могут быть подведены только спустя год. И только тогда можно будет судить о том, насколько правильно нами были организованы учебный процесс, научная, методическая, воспитательная работа. Возможно, потребуется внесение некоторых корректив.

Каким образом и на каком этапе определяется тема магистерской работы? Это только личный интерес студента, или темы работ как-то ориентируются на текущие потребности Церкви?

Тема магистерской диссертации будет закрепляться за студентами в течение первого месяца обучения. В дальнейшем она может корректироваться. Студент должен писать магистерскую диссертацию, должен заниматься активной научной работой в течение всех двух лет обучения. Учебный план магистерской подготовки, принятый в академии, предусматривает целый ряд промежуточных письменных работ научно-исследовательского характера, отвечающих общей теме его главного исследования. При закреплении темы мы постараемся, насколько это возможно, сочетать личный интерес студента с интересами кафедры, академии и текущими потребностями Церкви. Мы задумываем кафедры нашей академии как своего рода научные центры, которые будут иметь свои научные лаборатории и будут работать над конкретными научными темами. Само собой разумеется, эти темы должны отвечать общим интересам Церкви и современным потребностям.

 

Яндекс.Метрика