Новости

26.10.2013

Интернет-портал Учебного комитета Русской Православной Церкви начал серию публикаций интервью с заведующими кафедрами библеистики духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

26-28 ноября 2013 года в Москве, по решению Священного Синода, состоится очередная общецерковная научно-богословская конференция на тему «Современная библеистика и Предание Церкви». В преддверии конферецнии портал Учебного комитета Русской Православной Церкви предлагает цикл интервью с заведующими кафедрами библеистики духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Первым на вопросы ответил заведующий кафедрой библеистики Тобольской духовной семинарии иеромонах Варлаам (Горохов).

Иеромонах Варлаам (Горохов): Выпускник семинарии должен знать Священное Писание очень хорошо, ибо это – главное для него

- На Ваш взгляд, насколько хорошо выпускник семинарии должен знать Писания? Что бы Вы включили в список обязательных для выпускника семинарии и будущего священника знаний по Священному Писанию?

- На этот вопрос, отвечу словами Священного Писания: «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). Если Сам Господь наш Иисус Христос так говорит об изучении библейского текста (и причем говорит о Ветхом Завете), мы сами можем сказать только одно: выпускник семинарии должен знать Священное Писание очень хорошо, ибо это – главное для него. Он должен разбираться в основных вопросах и проблемах библейской исагогики - истории формирования канона, текста, появлении и особенностях переводов, историко-культурным контексте Библии. Очень хорошо, если выпускник семинарии владеет древнегреческим языком в той степени, что может читать на языке оригинала хотя бы Четвероевангелие. Ведь многие особенности текста оригинала играют важную роль в экзегезе, но на русский язык, к сожалению, они непереводимы. Что касается знания Ветхого Завета, то, на мой взгляд, выпускник семинарии, конечно, должен знать мессианские пророчества и уметь соотносить их с Новым Заветом, а также знать общую канву ветхозаветных событий и основное содержание книг.

- На Ваш взгляд, сегодня в семинариях библеистике отведено достаточное место и время в сетке часов или стоило бы внести какие-то изменения?

- Могу сказать только о том, как обстоят дела у нас. В лицензированном стандарте специалиста Тобольской Духовной семинарии, который существовал в 2007-2012 годах (а третий, четвертый и пятый курсы у нас до сих пор учатся по нему), на 1 курсе 4 часа в неделю отводились библейской истории, 2 часа - библейской археологии, по 4 часа на каждом курсе (с 2 по 4 включительно) - на Священное Писание Ветхого и Нового Завета. На 2 курсе преподавалась библеистика, где тематически отдельно разбирались исагогические вопросы формирования канона, текста, переводов, отдельная тема была посвящена Кумранским текстам и их значению для библейской науки. Система преподавания была, преимущественно, лекционной, хотя проводились семинары, но их было немного. Сейчас наша семинария прочно вошла в Болонский процесс, разработан стандарт бакалавра и началась его адаптация. Полагаю, его лицензирование не за горами. Согласно стандарту, количество часов везде сокращается с четырех до двух. Исагогика и экзегеза объединяются в два курса: «Библеистика: Священное Писание Ветхого Завета» и «Библеистика: Священное Писание Нового Завета». Также из библейских дисциплин в новом стандарте будут библейская история и библейская археология.

- Кажется, что все катастрофически сокращается… А есть ли «плюсы»?

- Несомненный «плюс» - расширение практики семинаров. Теперь студент уже не сможет спокойно жить от зачета до зачета, он должен будет готовиться к семинарам, выполнять тестовые задания, то есть постоянно быть в тонусе, что стимулирует к самостоятельной исследовательской работе. Число курсовых работ также увеличилось. Поэтому, думается, новая система преподавания более соответствует тому, что требует от выпускника семинарии жизнь и наше Священноначалие во главе со Святейшим Патриархом Кириллом.

- Много ли студентов ежегодно решают писать работу на кафедре библеистики? Как Вы думаете, чем обусловлен их выбор?

- Обычно пишут три или четыре студента, при том что на курсе учатся около 20 человек. Как правило, нашу кафедру выбирают наиболее серьезные и трудолюбивые семинаристы. Учащиеся ведь понимают, что работа с текстом Библии требует внимательности, усидчивости, трудолюбия, достаточно хорошего владения современными и древними языками и знаний по истории древнего мира. Думаю, с одной стороны, учащиеся обращаются к исследованиям Библии, потому что им действительно интересно глубже проанализировать текст Писания, с другой, они готовятся к пастырскому служению и понимают, что проповедь и богослужение глубоко укоренены в текстах Священного Писания, а знание Библии просто необходимо, чтобы осуществлять миссионерское и катехизаторское служение.

- Какие работы - если можно об этого говорить - пишут наиболее часто? Условно говоря, чаще берутся изучать Ветхий или Новый Завет, или толкования - и почему? 

- На мой взгляд, большее количество выпускных квалификационных работ пишут по Священному Писанию Нового Завета (включая экзегезу Святых Отцов), потому что студентам это проще. Однако пишут работы и по Ветхому Завету, и по библейской археологии, и даже по текстологии, хотя студентам семинарии это достаточно сложно. Так что спектр тем работ разнообразен. Думаю, что выбор темы зависит от мотивации, интереса и практических потребностей.

- А можно попросить Вас рассказать о кафедре в целом?

- Кафедра библеистики существует в нашей Духовной школе с 2005 г., наряду с кафедрами Богословия, Церковной Истории и Церковно-практических дисциплин. Она была создана по благословению ректора Тобольской духовной семинарии митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). Я возглавляю кафедру с 2009 г. У нас есть три основных направления исследования. Первое - исследование историко-культурного мира Библии, в частности, рассмотрение формирования и развития исторического феномена монархии в древнем Израиле. Этим направлением занимаюсь я. Второе - изучение современных переводов Священного Писания, в том числе проблемы использования метафор в современных англоязычных переводах Священного Писания Нового Завета. Этим направлением занимается кандидат богословия диакон Петр Шитиков. В октябре 2013 года он защитил диссертацию на тему «Концептуальная метафора в библейских текстах» в диссертационном совете Удмуртского государственного университета. Третье - экзегеза Священного Писания в трудах русских святых, экзегеза святителей, которой занимается преподаватель кафедры иерей Петр Овсянников. Сейчас у нас вводится новая система преподавания. Ей еще предстоит себя проявить, и тогда станет видно, что нужно менять, в том числе и в преподавании библейских дисциплин. Нам важно сохранить традиции в изучении Священного Писания, которые всегда отличали православное богословское образование и церковную библейскую науку. Да поможет нам в этом Господь Иисус Христос.

Беседовала Ольга Богданова.

http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2658:2013-10-16-14-30-04&catid=28:2010-06-02-05-34-34&Itemid=4

 

Яндекс.Метрика