Новости
Интернет-портал Учебного комитета опубликовал интервью ректора Киевской духовной академии митрополита Бориспольского и Броварского Антония о библеистике в духовном образовании
Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний в течение нескольких лет преподавал Новый Завет в Московской духовной академии, а теперь преподает его в Киевских духовных школах. В преддверии Общецерковной научно-богословской конференции по библеистике, которая пройдет в Москве 26-28 ноября, владыка отвечает на вопросы о том, какие знание по библеистике должны быть у каждого выпускника семинарии, какое место библеистика должна занимать в современном богословском образовании и церковной науке и как изменилось его отношение к преподаванию после принятия архиерейского сана.
- Владыка Антоний, Вы преподавали Новый Завет в Московской духовной семинарии и теперь преподаете этот предмет в Киевских духовных школах. На Ваш взгляд, насколько поменялось преподавание этой дисциплины? Ведь библеистика стремительно развивается и требует постоянной осведомленности в области новых изданий и открытий. Все это необходимо учитывать при преподавании?
- Несомненно, для того, чтобы процесс освоения того или иного предмета был полноценный, необходимо учитывать все новые исследования, которые появляются в данной сфере. Как отметил знаменитый исследователь Нового Завета Брюс Мецгер, Писания можно исследовать по-разному. К ним можно обращаться исключительно в поисках духовного наставления, тогда предметом интереса является не то, кто был автором текстов или хронология их появления, стилистика, а то, что хочет сказать нам Бог через свое Откровение. Также Библию можно изучать с литературной точки зрения, ведь это целая библиотека из множества книг, которые включают самые разные жанры: право, историю, поэзию, пророчества, частные письма и т.д. Также есть метод, который предполагает исторический подход в изучении Священного Писания. Лишь через знакомство с политическими, социальными и религиозными реалиями библейской эпохи можно понять аллюзии библейских авторов на культуру своего времени. Сам Мецгер написал свое исследование, которое выдержало не одно издание, с целью предоставить базовую информацию о содержании Нового Завета и важных аспектах его исторического фона. В общем, библеистика затрагивает огромный пласт различных научных подходов, смежных богословских и исторических дисциплин. Все это необходимо учитывать, чтобы учебная программа отражала не устаревшие или спорные данные, а консенсус современной новозаветной библеистики.
- Могли бы Вы определить минимум, который должен знать студент семинарии и студент академии после прослушивания соответствующих курсов? Как Вы для себя, как для преподавателя, определяете тот минимум, набор базовых знаний, которые считаете должным передать своим студентам?
- Для меня процесс передачи знаний – это не просто формальность или скучная необходимость, которая измеряется некой обязательной нормой: вот, изложил ваш минимум, и с вас хватит. Я уверен, что подобный казенный подход неприемлем, тем более в духовной школе, где слушатели не просто получают определенные знания, но перенимают ценный опыт, который поможет каждому раскрыть в себе лучшие черты своей личности, приобрести характер истинного пастыря. Тем более, в преподавании Священного Писания очень важно воспитать и сохранить у студента чувство благоговения от соприкосновения с Откровением Бога. Только тогда можно говорить о реальных результатах учебы, когда учебный процесс, лишенный всяких формальностей, перерастает в нечто большее – в таинство познания. И длиться это таинство должно всю жизнь христианина. Поэтому задача преподавателя – так заинтересовать студента, чтобы его личный интерес и увлеченность предметом изучения позволили ему выйти не только за рамки учебной программы, но и из временного континиума учебы в духовных школах. Я глубоко уверен, что ученик – это не мешок, в который педагог должен вкладывать знания, а факел, который нужно зажечь огнем познания. Если в человеке есть этот огонь, то любые минимумы и максимумы школьной программы теряют свою актуальность.
- Нынешняя конференция по библеистике – первая в истории Общецерковных конференций. Что лично для Вас и для студентов кафедры значит эта первая в истории богословских конференций РПЦ конференция именно по библеистике и кто туда поедет от КДА?
- Очевидно, что изучение Священного Писания не только не теряет своей актуальности, но и в условиях современного мира приобретает особое значение. Наша задача заключается в том, чтобы максимально аккумулировать научный богословский потенциал Церкви, дабы православная миссия имела надежный фундамент, а такая важная наука как библеистика развивалась согласно всем современным тенденциям в научном сообществе. Множество специализаций, которые объемлет собой библеистика, нуждаются в постоянном и систематическом обсуждении специалистами этой сферы. Поэтому трудно переоценить значение этого научного форума для профилирующих специалистов духовных школ и для развития науки в общем. От Киевской духовной академии в конференции примут участие профессор, протоиерей Ростислав Снигирев и преподаватель протоиерей Олег Скнарь, которые благодаря своим научным изысканиям известны не только в Украине.
- Можно попросить Вас рассказать о Ваших наставниках или ком-либо, чей подход к изучению Писания оказал на Вас влияние и чьи методики, чью манеру преподавания Вы взяли себе за образец? Что именно в ней Вас привлекло?
- Я с неизменным теплом и искренней благодарностью вспоминаю своих преподавателей, которые открыли для меня таинственный и неизмеримый мир Библии, привили к ней любовь и благоговение. Как будто только вчера это было, с такой ясностью предстают передо мной мои семинарские годы, когда нам читали лекции протоиерей Александр Шаргунов, архимандрит Матфей (Мормыль), иеромонах Константин (Горянов), ныне архиепископ Курганский и Шадринский. В академии Новый Завет нам преподавали протоиерей Василий Строганов, игумен Андроник (Трубачев), мой научный руководитель – внук священника Павла Флоренского и священномученика протоиерея Зосимы Трубачева. Спасибо им за вдохновение и тот пламенный энтузиазм в изучении Слова Божьего, которые они привили нам еще с семинарской скамьи и который до сих пор живет в сердцах благодарных учеников.
- Можно ли сказать, что за годы преподавания и параллельно – годы служения и вот теперь уже, когда прошло время после принятия архиерейского сана, Ваше отношение к преподаванию Нового Завета изменилось? Как именно: что казалось важным раньше и что видится как самое существенное сейчас?
- Преподавание данной дисциплины имеет для меня очень глубокий личностный характер. Опыт общения с Божьим Словом оставляет неповторимый отпечаток в сердце каждого христианина и те внутренние переживания, особые духовные ощущения близости Господа, которые дарит нам Священное Писание, со временем только увеличиваются и приобретают свою остроту. Мы взрослеем, набираемся жизненного опыта, постигаем тайны Божественного промысла на своих жизненных путях, а Библия неизменно остается нашим ориентиром, духовной путеводной звездой. Каждый раз, перечитывая строчки священных текстов, не только убеждаешься в их непреходящей актуальности, но и вновь и вновь открываешь для себя что-то новое.
Беседовала Ольга Богданова.
http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2704:2013-11-20-12-00-29&catid=28:2010-06-02-05-34-34&Itemid=4