Новости
Издательство ПСТГУ опубликовало учебное пособие протоиерея Алексея Емельянова "Введение в Четвероевангелие"
Емельянов А., прот. Введение в Четвероевангелие: учеб. пособие для высших учеб. заведений / Протоиерей Алексей Емельянов. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. – 304 с. ISBN 978-5-7429-0955-2
«Введение в Четвероевангелие» представляет собой учебное пособие, знакомящее с проблематикой современных библейских исследований. В нем помимо стандартных разделов об историко-культурном контексте, в котором возникли новозаветные тексты, об обстоятельствах их появле- ния и передачи уделяется также внимание методологическим вопросам. Ознакомительно рассматриваются и сопоставляются святоотеческий и современный подходы к интерпретации библейского текста.
Библиография составлена с учетом возможностей начинающих студентов. Книга призвана побудить учащихся самостоятельно обра- титься к современной специальной литературе по основным вопросам библеистики.
http://pub.pstgu.ru/09552.html
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ БИБЛЕЙСКОЙ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. СТРУКТУРА БИБЛЕЙСКОЙ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Введение (исагогика) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Из чего состоит введение в Новый Завет? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3. Библейская герменевтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.3.1. Необходимость герменевтики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3.2. Соотношение терминов «герменевтика» и «экзегетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3.3. Богодухновенность текста – центральная герменевтическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3.4. Другие проблемы герменевтики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.4. История канона библейских книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.5. Библейская текстология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.6. Библейская филология и лексикография . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.7. История библейской экзегетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.8. Библейская археология и вспомогательные дисциплины . . . . 30
2.9. Экзегетика (экзегеза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3. МЕТОДЫ БИБЛЕЙСКОЙ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.1. Еврейская традиция толкования и ее влияние на раннехристианскую экзегезу . .. . . 33
3.2. Аллегорический метод толкования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.3. Краткий очерк христианской экзегезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
3.3.1. Христианская экзегеза до Оригена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
3.3.2. Экзегеза Климента Александрийского и Оригена . . . . . 43
3.3.3. Александрийский и антиохийский методы экзегезы в их полемике . . . . . . . . . . . . . 46
3.3.4. Типология как альтернатива аллегории . . . . . . . . . . . . . . 49
3.3.5. Герменевтические принципы блаженного Августина . . 51
3.3.6. Концепция «четырех смыслов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3.3.7. Средневековая экзегетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
3.3.8. Выводы. Характерные особенности святоотеческой экзегезы . . . . . . . . . . . . . 55
3.4. Историко-критический метод исследования . . . . . . . . . . . . . . . 59
4. РАЗВИТИЕ БИБЛЕЙСКОЙ НАУКИ НА ЗАПАДЕ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД . . . . . . . . . 64
4.1. Текстуальная критика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
4.2. Критика источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
4.3. Критика форм (формальная критика, или форманализ) . . . . . 68
4.3.1. Некоторые недостатки критики форм . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4.3.2. Некоторые достижения критики форм . . . . . . . . . . . . . . . 74
4.4. Критика редакций (история редакций, редакционная критика) . . . . . . . . . . . . 76
4.4.1. Некоторые недостатки критики редакций . . . . . . . . . . . . 80
4.4.2. Некоторые достижения критики редакций . . . . . . . . . . . 81
4.5. Вопрос об «историческом Иисусе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
4.6. Поиск «подлинных слов Иисуса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
4.7. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
4.8. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭПОХИ . . . . . . . 88
5.1. Обзор политической истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
5.1.1. Ирод Великий и его династия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
5.2. Обзор социальной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
5.2.1. Языки Палестины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
5.2.2. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
6. РЕЛИГИОЗНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭПОХИ . . . . . . . . 108
6.1. Обзор религиозной и культурной среды иудаизма . . . . . . . . . . 108
6.1.1. Межзаветная иудейская литература . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
6.1.2. Иудейские партии и секты в эпоху Нового Завета . . . . . 109
6.1.3. Иерусалимский храм и его ритуал . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
6.1.4. Иудейские праздники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
6.1.5. Синагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
6.2. Обзор языческой религиозной и культурной среды . . . . . . . . 124
7. ТЕРМИНОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
7.1. Термин «Новый Завет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
7.2. Термин «евангелие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
7.2.1. Ветхозаветные истоки термина «евангелие» . . . . . . . . . . 128
7.2.2. Термин «евангелие» в современном языке . . . . . . . . . . . 130
7.2.3. Термин «евангелие» в Новом Завете . . . . . . . . . . . . . . . . 130
7.2.4. Термин «евангелие» у мужей апостольских и ранних отцов Церкви . . . . . . . . . . . . . . 132
7.2.5. Одно Евангелие или несколько? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
7.3. Термин «канон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
7.4. Термин «апокриф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
7.4.1. Классификации апокрифических евангелий . . . . . . . . . 140
7.5. «Спорные сочинения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
7.6. Аграфа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
8. КАНОН НОВОГО ЗАВЕТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
8.1. Критерии каноничности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
8.2. Формирование новозаветного канона. Основные этапы . . . . 149
8.2.1. Ранний период (I в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
8.2.2. Период мужей апостольских (конец I – начало II в.) . . 151
8.2.3. От полемики с гностицизмом до Евсевия Кесарийского (вторая половина II в. – первая половина IV в.) . 152
8.2.4. Заключительный период (вторая половина IV–V в.) . . 153
8.2.5. Подтверждение новозаветного канона . . . . . . . . . . . . . . 159
8.2.6. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
9. ТЕКСТОЛОГИЯ НОВОГО ЗАВЕТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
9.1. Краткий очерк новозаветной палеографии . . . . . . . . . . . . . . . . 165
9.1.1. Материал носителя текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
9.1.2. Форма рукописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
9.1.3. Тип письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
9.1.4. Структурно-функциональный тип рукописи . . . . . . . . . 174
9.2. Семейства рукописей Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
9.3. Некоторые выводы из текстологических исследований . . . . . 178
9.4. Издания греческого текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
9.5. Древние переводы Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
9.6. Славянский перевод Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
9.7.Русский перевод Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
10. ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЕВАНГЕЛИЙ . . . . . . . . . . . . . . 203
10.1. Евангелие от Матфея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
10.1.1. Сведения об апостоле Матфее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
10.1.2. Церковная традиция и библейская критика о происхождении Евангелия . . . . . . . . . 204
10.2. Евангелие от Марка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
10.2.1. Сведения об апостоле Марке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
10.2.2. Церковная традиция и библейская критика о происхождении Евангелия . . . . . . . . . . . . 210
10.3. Евангелие от Луки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
10.3.1. Сведения об апостоле Луке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
10.3.2. Церковная традиция и библейская критика о происхождении Евангелия . . . . . . . . . . . . 216
10.4. Евангелие от Иоанна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
10.4.1. Сведения об апостоле Иоанне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
10.4.2. Церковная традиция и библейская критика о происхождении Евангелия . . . . . .. . 220
11. СИНОПТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
11.1. Сходство между синоптическими Евангелиями . . . . . . . . . . . 225
11.2. Различия между синоптическими Евангелиями . . . . . . . . . . . 228
11.3. Синоптическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
11.4. Церковная традиция о соотношении синоптических Евангелий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
11.5. Библейская критика о происхождении синоптических Евангелий . . . . . . . . . . . . . . . . 233
11.5.1. Достоинства гипотезы Грисбаха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
11.5.2. Недостатки гипотезы Грисбаха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
11.5.3. Достоинства гипотезы двух источников . . . . . . . . . . . . 239
11.5.4. Недостатки гипотезы двух источников . . . . . . . . . . . . . 242
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
I. Мессианские пророчества Ветхого Завета, упоминаемые в Евангелии . . . . .. . . . . . . . . . 246
II. Люди и события новозаветного времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
III. Таблица канонов первых четырех веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
IV. Иосиф Флавий об Иерусалимском храме . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
V. Описание секты ессеев у Иосифа Флавия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
VI. Евсевий Памфил об апостоле Иоанне Богослове . . . . . . . . . . . 275
VII. Свидетельства о Христе нехристианских писателей . . . . . . . . 277
VII.1. Иосиф Флавий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
VII.2. Римские авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
VII.3. Иудейские свидетельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
VII.4. Мусульманские свидетельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292