В альманах вошли научные статьи, посвященные изучению Ветхого и Нового Завета. Авторы статей рассматривают проблемы библейского богословия, текста, перевода, герменевтики, экзегетики Библии.
СКРИЖАЛИ. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13. Cост. и гл. ред. – архимандрит Сергий (Акимов). – Минск : Ковчег, 2017. – 161 с. ISSN 2519-8165.
СОДЕРЖАНИЕ
- От редакционной коллегии. Архимандрит Сергий (Акимов) ....................... 5
- Книга Плача (Плач Иеремии) в контексте мировой культуры. Г. В. Синило ............... 7
- Богословие «Великих литургий» освящения Храма при Соломоне и Езекии (2 Пар. 5:5-7:10; 3 Цар. 8:3-66; 2 Пар. 29). Иеродиакон Аркадий (Лозовский) ................. 71
- Искать Бога и не найти Его. Комментарий к Ос. 5:1-7. Игумен Арсений (Соколов) ........... 92
- В поисках утраченного Эдема: толкование Еккл. 2:4-12. Архимандрит Сергий (Акимов) ............... 115
- Календарная проблема «Астрономической Книги Еноха» и кумранской рукописи «Вседневные молитвы» (4q503): от теории к практике. Иерей Александр Юрьевич Зиновкин .......... 126
- ПРИЛОЖЕНИЕ «Новозаветные исследования»
- Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея). Н. А. Хандога ..................... 149
От редакционной коллегии
В последние годы журнал «Скрижали» активно печатал статьи, подготовленные аспирантами и докторантами Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД). В настоящее время связи нашего издания с ОЦАД еще более окрепли – главный редактор «Скрижалей» стал заведующим кафедрой библеистики ОЦАД, а один из авторов и членов редколлегии, игумен Арсений (Соколов) – профессором данной кафедры. Поэтому настоящий выпуск издается также по рекомендации кафедры библеистики ОЦАД. Помимо этого, в начале 2017 года «Скрижали» получили рекомендацию Издательского совета Белорусской Православной Церкви, были включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия, и были зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Все это свидетельствует о росте авторитета нашего журнала, который вступает уже в седьмой год своего бытия.
Научная общественность в России активно обсуждает состоявшееся в 2015 году признание теологии как научной специальности, со времени которого был создан объединенный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по научной специальности 26.00.01 Теология (исторические науки, философские науки), а также был утвержден состав экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии. В связи с обозначенными дискуссией и процессами неизбежно должно возникнуть и обсуждение вопроса о библеистике как науке и ее месте в системе теологического знания.
Ряд исследователей Библии воспринимают библеистику как историко-филологическую науку, которая изучает Священное Писание только посредством текстологического и литературного анализа. При таком взгляде библеистика отделяется от таких богословских дисциплин, как исагогика, герменевтика и экзегетика. Другие, подготовленные в системе церковного богословского образования, видят в библеистике одну из богословских наук, в которой и текстологический, и литературный анализ являются лишь подготовительными этапами для изучения того, что делает Библию Священным Писанием – ее богословского учения. В этом случае невозможно отделение от библеистики исагогики, герменевтики и экзегетики, а само изучение Писания проходит с опорой или оглядкой на церковную традицию прочтения Библии, отраженную в трудах древних церковных писателей. Представляется, что в настоящее время мы имеем скрытое противостояние двух обозначенных позиций, но в любом случае следует признать, что без текстологии и современного литературного анализа никакое серьезное изучение Библии на современном этапе невозможно. Хотелось бы пригласить авторов и читателей нашего журнала к обсуждению проблемы понимания библеистики и ее отношения к теологии (богословию).
Архимандрит Сергий (Акимов)
23.03.2017