Новости

20.10.2018

12-13 октября 2018 г. в Московской Духовной Академии прошла Покровская академическая научная богословская конференция «Актуальные вопросы экзегетики и герменевтики Священного Писания»

12 октября 2018 года, в преддверии престольного праздника, в Московской духовной академии открылась Всероссийская Покровская академическая научная богословская конференция «Актуальные вопросы экзегетики и герменевтики Священного Писания». На пленарном заседании ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий приветствовал участников:

«Проводя научные конференции, научные исследования Священного Писания, мы претендуем всегда на глубокий и всеобъемлющий подход. Но, применяя научный метод, мы должны понимать, что сегодня, в век рационализма и прагматизма, большинство людей этим духом настолько заразились, что на глубинном уровне своего сознания усвоили соответствующий критерий истины. И сегодня, для современного человека, истинным становится то, что логически непротиворечиво в рамках системы мировоззрения. И в конечном итоге просто выгодно падшему человеку.

Подход с такими установками к Слову Божию породил так называемую протестантскую парадигму в экзегетике, а именно: игнорирование Священного Предания нашей Церкви. И отношение к Писанию стало как к одному из литературных источников. Отрицается историчность описываемых в Библии событий и так далее. Следствием этого является нравственный релятивизм в толкованиях. Отсюда рождается оторванность современных западных, да и даже ряда отечественных библейских исследований, как от церковно-общественных проблем, так и от жизни и проблем конкретного человека. Отсюда отвлеченность и бесплодность рассуждений при наукообразности изложения. 

Отвлеченные от жизни исследования никак не способствуют решению проблемы массовой невежественности православных христиан в области библейской истории и библейского богословия, нежелания и боязни читать сам текст Священного Писания. Такая оторванность от Предания, конечно, ни в коей мере не способствует тому, чтобы люди больше знали и более глубоко изучали Писание. В то же время одним из первых и важнейших принципов святоотеческого подхода к толкованию Священного Писания является общая убежденность в том, что Евангелие есть в первую очередь не текст, а живое слово Бога Воплощенного. 

Не просто текст, как воспринимают его многие из протестантских толкователей, а именно живое слово Живого Бога, обращенное к самой глубине человеческого сердца. Не менее важным положением была вера в Богодухновенность Священного Писания. Начиная со времени мужей апостольских и апологетов, церковные писатели считали авторов Писания органами Божественной истины. Евангелие засвидетельствовало, что Сам Господь, «начен от Моисея и от всех пророк, сказаше им от всех Писаний, яже о Нем». «Сказаше» - в данном случае означает «истолковав». И когда Он сопровождал эммаусских путников, Он тоже истолковывал им Священное Писание, ветхозаветное Писание. И это изъяснение имело предметом ту сторону Священного Писания, ветхозаветного Писания, которая относилась к Самому Христу. И Господь Своим ученикам открыл тайны Писания о Самом Себе. 

В святоотеческой письменности всегда наблюдалось глубокое убеждение, определившее всю последующую православную экзегезу, что толкование Писание – не есть дело только интеллектуальных усилий человека, а представляет собой в первую очередь дар Божий человеку. Об этой благодати понимания говорил святой Иустин, философ и мученик: «Если кто не получил от Бога великой благодати и разумения того, что говорили и делали пророки, тому нимало не будет пользы в том, что он по видимому пересказывает их слова и деяния, тогда как не может дать в них отчета». 

Именно этот дар разумения, полученный от Бога вместе с верой и благочестием, позволяет обрести здравие ума, без которого невозможно правильное понимание Священного Писания. Само Священное Писание, точнее, Сам Господь через него многократно и многообразно призывает нас поучаться в законе Господнем день и нощь, как говорится в книге Иисуса Навина, в Псалтири. «Сидя в доме и идя дорогою, ложась и вставая» - во Второзаконии есть такие слова. «Ежедневно разбирать Писание» - сказано в Деяниях. «Исследовать Писание», - как говорит нам Евангелие от Иоанна.  «Дабы Слово Христово вселялось в нас обильно» - послание апостола Павла к Колоссянам.

Я желаю благословения Божия участникам и гостям нашей конференции. Сердечно приветствую всех тех, кто прибыл к нам из других учебных заведений, из других городов. И желаю, чтобы современные исследования в области православной библеистики, соединяя научное знание с несомненной верой в Богодухновенность Священного Писания, привнесли во всех нас добрый плод во славу Божию. Благодарю устроителей конференции за ваши труды».

На конференции прозвучали следующие доклады:

Пленарное заседание

1. Архим. Сергий (Акимов), проф. ОЦАД, ректор МинДА. Значение внебиблейских свидетельств для толкования Священного Писания (на примере данных о походе фараона Сусакима в Сиро-Палестину).

2. Прот. Александр Тимофеев, зав. Библейским кабинетом МДА. Особенности герменевтической системы проф. И.Н. Корсунского и его влияние на русскую библеистику. Доклад к 175-летия со дня кончины выдающегося профессора МДА.

3. Лега Виктор Петрович, проф. ПСТГУ, Физико-технический Университет. Первый день творения: святоотеческие толкования и современная наука.

4. Прот. Александр Задорнов, доц., проректор по научно-богословской работе МДА. Священное Писание в каноническом корпусе: текст и толкование.

5.     Прот. Алексей Емельянов, Зав.каф. Библеистики ПСТГУ. Новозаветные толкования святителя Феофана Затворника в наследии епископа Кассиана (Безобразова).

6.     Прот. Дмитрий Юревич, доц., зав. Каф. библеистики СПбДА. Методологические изъяны в герменевтических взглядах на Священное Писание Ветхого Завета проф. А.В. Карташева.

Секция «Православная апологетика и толкование Св. Писания «Бытие мира до и после грехопадения»»

Модератор прот. Олег Мумриков

1. Мумриков Олег, прот., доцент каф. Библеистики и Богословия МДА, доцент кафедры ПиМНО ПФ ПСТГУ, преподаватель Коломенской ДС. Библейская метаистория и казуальная ретроспекция.

2. Серебряков Николай, диакон, канд. геол.-мин. н., ПСТГУ. О различении состояний мира до и после грехопадения в трудах отечественных богословов и религиозных мыслителей XIX - нач. ХХ в. 

3. Ефимов Андрей Борисович, д. физ.-мат. н., проф. ПСТГУ. Мир до и после грехопадения по проповедям прот. Всеволода Шпиллера.

4. Осипов Алексей Ильич,засл. проф. МДА. День творения.

5. Храмов А.В. к. биолог. н., Палеонтологический институт РАН, ОЦАД. Протология и эволюция в западно-христианском и православном богословии.

6. Муравник Галина Леонидовна Ст. преп. Свято-Филаретовского православно-христианского института (Москва), генетик. «Бог смерти не сотворил» (Прем.1:13). Откуда же в живом генетическая программа смерти?

7. Иваненков Василий Васильевич, кандидат биологических наук, г. Троицк. Шестоднев, грехопадение и время.

8. Скворцов Михаил, докт. ф.- мат. наук, проф. Сколковский институт науки и  технологий. Подходы современных богословских школ к истолкованию последствий грехопадения.

Секция «Современные проблемы экзегетики Священного Писания»

Модератор прот. Александр Тимофеев, прот. Дмитрий Юревич 

1. Скобелев М.А., доц. МДА, ПСТГУ. Ю. Велльгаузен и Г.Гункель.

2. Прот. Д. Гольцев, доц., Ректор РязДС. Археология Храмовой горы в Иерусалиме: находки XXI века

3. Таланкина М. В., ст. преп. ПСТГУ. Проблема церковной библеистики в Новое время: герменевтический аспект.

4. Ковшов М.В., доц. МДА. Значение концепции двух веков в сотериологии св. апостола Павла

5. Добыкин Д. Г., доц. СПбДА. Анализ Чикагского заявления.

6. Доброцветов П.К., доцент МДА. Невеста Жениха в притче о десяти девах (Мф. 25: 1-13) по святоотеческим толкованиям.

7. Священник Стефан Домусчи, доцент МДА. Экзегеза 1 Тимофею 4:2 в контексте православного осмысления феномена совести.

Круглый стол. «Православная библеистика и проект паспорта специальности «Теология» ВАК»

Секция «Современные проблемы экзегетики Священного Писания»

Модератор прот. А. Тимофеев 

1. Рупова Р. М., доктор философских наук, доц. РГСУ. Синайские письмена сквозь призму самооткровения Христа в Апокалипсисе (Откр. 1,8).

2. Игум. Дионисий (Шленов). проф. МДА «Видевший меня видел Отца» Толкование Ин. 14,9 в патристичекой традиции.

3. Саврей В. Я., проф. МГУ, МДА. Ф. Ницше и библейская критика.

4. Диакон С. Пантелеев. Кого видел пророк Исаия? Византийская и армянская традиция толкования Ис. 6, 1–3.

5. Иерей Сергий Фуфаев, МДА. Повествование о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1:26-27) в свете богословия Нового Завета

6. Бурмистрова С.В, доцент МДА. Рецепция апостольского текста в творчестве Н. В. Гоголя.

7. Конь Р. М., доцент МДА. Экзегетика Священного Писания сект протестантского происхождения».

8. Квливидзе Н. В., профессор МДА. Миниатюры Ипатьевской псалтыри 1591 года и проблемы герменевтики.

https://www.mpda.ru/news/text/5980286.html

https://www.mpda.ru/events/text/5966677.html

Видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ypjZjZ_P_GI

Яндекс.Метрика