Новости
13 декабря 2018 года в ПСТГУ пройдет конференция "Статус "старого" и "нового" в христианской богословской традиции"
13 декабря 2018 г. в Православном свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках XXIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоится работа библейско-патристической секции "Статус "старого" и "нового" в христианской богословской традиции"
Оппозиция «старое» – «новое» занимает значимое место во всякой культурной традиции.
В архаических культурах в качестве конструктивного начала выступает именно «старое» – священное наследие предков, живших в незапамятные мифологические времена. Мифы о происхождении при этом выступают в роли главного объяснительного средства при осмыслении актуального состояния мира. Истинные религии и правильные законы всегда отмечены духом древности.
В современной секулярной культуре присутствует, напротив, культ «нового». Социум, культура, технологии, даже моральные принципы и ценности – все это требует постоянного обновления, модернизации. Приверженность «старому» воспринимается как косность, отказ от решения актуальных задач, невосприимчивость к духу времени.
В христианской традиции отношение к оппозиции «старое» – «новое» несравненно более сложное. Новое в данном контексте не есть новые технологии, принципы социальной организации или культурные парадигмы. Новое – это обновленная жизнь во Христе. Христианство основано на Откровении Нового Завета. В своем глубинном значении «новое» совпадает с «древним», поскольку древнее (Откровение Ветхого Завета) есть приуготовление «нового». В то же время именно «новое» придает «древнему» смысл. Как пишет св. Игнатий Антиохийский, «я слышал от некоторых слова: “если не найду в древних писаниях; то не верю написанному в Евангелии”; а когда я говорил им, что написано, то отвечали мне: надо доказать. Но для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве».
В то же время в рамках христианской традиции оппозиция «старое» – «новое» присутствует и в ином аспекте. В области вероучения критерием истины считается апостольское и отеческое предание. Вера Церкви не может претерпевать радикальные обновления, поскольку вся полнота истины запечатлена в библейском Откровении. В интерпретации Откровения Церковь стремится сохранить неразрывный континуитет. При такой постановке вопроса «новое» – это ересь, искажение веры Церкви человеческими нововведениями, уводящее ее сторонник за церковную ограду. Парадоксальным образом «новое», т.е. Новозаветное Откровение превращается в «старое» – апостольское предание. Именно такая трактовка оппозиции «старое» – «новое» получает распространение в соборных памятниках и патристических полемических сочинений первых веков.
Вопросу о том, как соотносятся в христианской традиции различные аспекты оппозиции «старое» – «новое» и будет посвящена настоящая секция, организованная совместными усилиями кафедр библеистики и систематического богословия и патрологии ПСТГУ.
ПРОГРАММА
Ауд. 101 (Владимирский зал)
Руководители: прот. Алексей Емельянов, зав. кафедрой библеистики, Г. Е. Захаров, к.ист.н., зав. кафедрой систематического богословия и патрологии
Заседание 1. Библейская и патристическая традиция 10:00-13:30
1. Прокопчук А., прот. Четыре финала одной истории. О сосуществовании различных новозаветных традиций.
2. Серебряков Н., диак. Прообразы Ветхого Завета: видеть новое в старом.
3. Архим. Сергий (Акимов). "Нет ничего нового под солнцем": "старое" и "новое" в библейской Книге Екклезиаста.
4. Доброцветов П. К. Христианство и иудейство сквозь призму понятий "старое" и "новое" в творениях церковных авторов II–III вв.
5. Фокин А. Р. Novelitas doctrinae в ранней латинской богословской традиции.
6. Захаров Г. Е. Церковное предание и соборный консенсус в никейско-омийской полемике второй половины IV в.
7. Алиева О. В. Василий Великий о предании: к интерпретации Spir. 27.66
Заседание 2. Современные библейские и патристические исследования 14:30-18:00
8. Хондзинский П., прот. "Ветхий" и "новый" языки богословия (критика прот. С. Булгаковым триадологии блж. Августина)
9. Михайлов П. Б. Новаторство и консерватизм «новой теологии» (1930‒1960-е годы).
10. Пронина А. Ярослав Пеликан как исследователь Великих каппадокийцев
11. Польсков К., прот. Старое в новом: библейские основания богословского соотнесения.
12. Скобелев М. А. Происхождение Пятикнижия: традиция и Документальная гипотеза.
13. Андреев А., свящ. Старые и новые эпистемологические основы библейской герменевтики.
14. Юревич Д., прот. Библейская археология как инструмент библейской экзегезы: новые перспективы или застарелые проблемы? (На примере "Археологической учебной Библии", 2018).
http://pstgu.ru/scientific/conference/XXIX/autumn18/bogosl_tradit/