Новости
Археологическое изучение руин древнего израильского города Лахиш может может свидетельствовать о силе царства ближайших наследников Давида
История города Лахиш, расположенного в центральной части Израиля, уходит в незапамятные времена. Археологов занимает вопрос — было ли во времена царя Ровоама это поселение, перекопанное за последние 80 лет вдоль и поперек, укрепленным городом. Последние открытия указывают, что, возможно, так оно и было, в подтверждение библейских повествований. Но согласны с этим не все.
Самое раннее упоминание о Лахише относится к XIV веку до н.э. – это бронзовый век по классификации археологов, по библейской шкале времен — ханаанский период. Глиняные таблички из архива Эль-Амарны – послания царю Египта из стран восточного Средиземноморья, найденные в XIX веке египетским крестьянином, указывают на то, что Лахиш был крупным и мощным городом в Шфеле — приморской равнине.
Лахиш был уничтожен в XII веке до нашей эры, и следующее упоминание о нем появляется во Второй книге Паралипоменон (11:5-10). Он упоминается в числе городов, укрепленных царем Ровоамом, который правил Иудейским царством в X веке до новой эры.
До последнего времени никаких признаков укрепленного города во времена Ровоама в ходе раскопок Лахиша не было обнаружено. Однако выступая на археологической конференции, проходившей недавно в Еврейском университете, директор института археологии, профессор Йоси Гарфинкель рассказал, что ранее была найдена неизвестная стена, которая датируется временем Ровоама.
«Мы пришли к заключению, что Лахиш был укрепленным городом и был основан ориентировочно в 920 году до новой эры», — сказал Гарфинкель.
Это открытие предвещает возвращение отчаянных споров о связи между библейскими текстами и археологическими находками. В центре дискуссии – вопрос о том, существовало ли объединенное царство Израиля и Иудеи, которым правили в X веке до н.э. из Иерусалима Давид и Шломо (Соломон), и если да, то как оно выглядело.
Традиционалисты утверждают, что библейские описания могущественного царства на Иудейских холмах соответствуют действительности. Критики («минималистская школа») указывают на «непреодолимые» различия между библейскими текстами и археологическими находками.
Главный вопрос — что представляли собой города, располагавшиеся 3 тысячи лет назад в районе Шфелат-Йехуда. Считается, что небольшое царство, управляемое из Иерусалима, распространялось до этой области.
Лахиш находится на расстоянии двух дней пешего перехода от Иерусалима. Если он был укреплен в конце X века до н.э., это могло бы свидетельствовать о том, что во времена Давида и Шломо объединенное царство уже было на подъеме. Но критики возражают, что царство Иудейское начало расширяться и приобретать влияние лишь в IX веке до н.э.
Возвышение Ровоама
«В позднем бронзовом веке Лахиш был очень большим и важным ханаанским городом. Затем, в XII веке до н.э., он был разрушен и пустовал 200-250 лет, — говорит Гарфинкель. — Вопрос заключается в том, что происходило в ранний период «железного века»: был он укрепленным городом или деревней? Если это был город, когда он был построен? Одни считают, что во времена Давида и Шломо, в начале X века. Другие — что он был построен только в конце IX века».
Гарфинкель приступил к поискам типичной для укреплений стены, толстой и прочной. «В конечном счете между 6-м и 4-м слоями мы ее обнаружили. Косточки оливок, которые мы нашли, были отправлены в Оксфорд, и там с помощью радиоуглеродного метода удалось установить, что стена была построена около 920 г. до н.э., то есть именно во времена правления Ровоама — сына Шломо и внука Давида».
Гарфинкель, на счету которого также раскопки Хирбет-Кейафа (библейского Шаараима, по мнению археолога), небольшой крепости в долине Эла в Иудее на границе с Филистимией, которая датируется X веком до н.э., то есть временами царя Давида, говорит, что минималисты не правы. Самый факт существоавния крепости доказывает, что во времена Давида царство было весьма крупным. Он утверждает, что царство Давида простиралось, по крайней мере, до долины Эла.
Закончив раскопки в Кейафе, Гарфинкель переключился на Лахиш. Он полагает, что открытие стены и ее датировка позволяют составить точную временную шкалу развития Иерусалимского царства. Гарфинкель рассказывает, что в одном вопросе минималисты и максималисты (то есть те, кто верит в библейскую версию событий), сходятся: царство возникло быстро. Но, по его мнению, это был постепенный процесс, и новые раскопки подтверждают его позиию.
Гарфинкель начинает временной отсчет с политического образования, созданного Давидом в Хевроне, где он правил семь лет. Затем Давид отправился на покорение Иерусалима и, достигнув своей цели, построил форт в Кейафе, расположенной на расстояния одного дня перехода от Иерусалима. На следующем этапе внук Давида построил крепость в Лахише, который находится в двух днях ходьбы от Иерусалима. А потом наследники Ровоама, жившие в IX и VIII веках до н.э. распространили свое влияние на области, находящиеся на расстоянии трех дней ходьбы от Иерусалима, то есть до Арада и Беэр-Шевы.
Гарфинкель без особого почтения отзывается об археологах, датировавших Лахиш иначе, и обвиняет их в том, что они поторопились опубликовать рабочие гипотезы, не проверив их, чтобы утвердиться в академических кругах.
Ханаанский город?
На профессора Надава Неэмана из тель-авивского университета, принадлежащего к лагерю минималистов, стена, обнаруженная в Лахише, производит значительно меньшее впечатление. Он предлагает подождать дальнейших публикаций и отзывов коллег. Он объясняет, что даже если найденные в Лахише укрепления относятся к X веку до н.э., это не доказывает, что в то время Иудейское царство уже существовало.
Неэман указывает, что приведенный в Библии список укреплений Ровоама неверен. «Азека была перекопана вдоль и поперек, и выяснилось, что в то время она не была заселена. Ничего не было найдено ни в Мареше, ни в Бейт-Лехеме». Главное же то, что Неэман отвергает предложенную Гарфинкелем интерпретацию Кейафы, а, следовательно, и Лахиша.
«Кейафа, по моему мнению, ханаанская крепость, не имеющая никакого отношения к Иудее и Иерусалиму. Толстые стены в Лахише и в Кейафе ничего не говорят о том, кто их построил. Им мог быть царь филистимлян, правивший в Гефе (Гате), или кто-либо другой». Он добавляет, что в X веке до н.э. Иудея была еще очень периферийным и очень слабым царством. «Она начала набирать силу только в IX веке до н.э.», — говорит он.
Между тем, в ходе раскопок в Лахише была обнаружена еще одна важная находка: глиняный жертвенник с четырьмя рогами. Он датируется более поздним временем, чем стена — приблизительно восьмым или седьмым веком до н.э., и на данный момент является самым старым предметом такого рода, найденным в Иудее. Находка свидетельствует о том, что евреи Иудеи свершали свои ритуальные обряды не только в иерусалимском храме.
Нир Хассон, «ХаАрец»
https://detaly.co.il/tel-lahish/
https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-did-the-kingdom-of-david-exist-new-wall-found-in-southern-israel-reignites-debate-1.7157816?fbclid=IwAR2u3RzlUqVvlupR0wLz17o5XIz3DOvBItMGlZ8jvZ1mk1nfszV8BzPnaxY
См. также: https://lechaim.ru/news/arheolog-moshhnaya-stena-najdennaya-v-lahishe-ukazyvaet-na-to-chto-ee-postroil-syn-tsarya-solomona/