Новости
Исследования древней ДНК проливают свет на происхождение библейских филистимлян
Международная группа исследователей из Института науки о человеческой истории им. Макса Планка в Йене (ФРГ) и Ашкелонской археологической экспедиции им. Леона Леви опубликовала в журнале «Science Advances» результаты cвоего исследованиягенетического происхождения филистимлян.
Используя самые современные технологии для извлечения генетического материала из древних человеческих костей, найденных за три десятилетия археологических исследований израильского города Ашкелон, ученые впервые смогли получить данные по всему геному людей, живших в этом районе в период Бронзового и Железного веков (ок. 3600–2800 лет назад).
Генетический анализ этих данных показал, что значительная часть предков этих обитателей средиземноморского побережья современного Израиля происходила от европейцев, причем европейский генетический элемент появился в районе Ашкелона во время предполагаемого прибытия сюда библейского народа филистимлян в двенадцатом веке до нашей эры.
«Такая генетическая специфика, которая возникает именно в конце Бронзового - начале Железного веков, соответствует оценкам прибытия филистимлян на побережье Леванта, основанным до сих пор на археологических и текстовых записях», -поясняет ведущий автор исследования Михаль Фельдман из Института естествознания имени Макса Планка.
По словам Даниэля Мастера, директора Ашкелонской экспедиции и руководителя археологической группы, новый южноевропейский генетический депозит был обнаружен в образцах костей, взятых у младенцев, похороненных под полами их домов - так, как было принято в XII в. до н.э. «Ясно, что эти младенцы не путешествовали - они уже были результатом переселения и создания семей на новом месте. Соотвественно, это их родители должны были прибыть в наш регион в этот период из "заморских стран"». Генетические результаты исследования имеют критическое значение для понимания давно оспариваемой библейской и исторической загадки - происхождения филистимлян.
Даниэль Мастер подчеркивает, что все ашкелонские образцы, использованные в исследовании (периодов Среднего бронзового века, ранних филистимлян и поздних филистимлян), найденные на филистимском кладбище, были извлечены специалистами-профессионалами, которые изучили все аспекты археологического контекста, в котором они были обнаружены. «У нас есть не только данные радиоуглеродного датирования, которое указывает на возраст образцов, но и стратиграфические свидетельства. Генетические образцы привязаны таким образом к материальным артефактам, которые могут быть точно датированы».
Филистимляне получили известность благодаря еврейской Библии, где они предстают как главные опасные враги израильтян. Тем не менее, древние тексты мало рассказывают о происхождении филистимлян, кроме более поздних упоминаний о том, что они - выходцы из «Кафтора», так в Бронзовом веке называли современный Крит (книга пророка Амоса, 9:7). Более века назад египтологи предположили, что группа, называемая Пелесет в древнеегипетских текстах конца XII в. до н.э., и библейские филистимляне - это одно и то же. Египетские источники гласили, что "Пелесет" прибыли с «островов», нападали на современные Кипр, турецкое и сирийское побережье и в конце концов попытались вторгнуться в сам Египет. Эти иероглифические надписи были первым указанием на то, что поиск происхождения филистимлян надо вести в конце второго тысячелетия до нашей эры.
В 1985–2016 годах Ашкелонская археологическая экспедиция им. Леона Леви (проект Гарвардского семитского музея по лицензии Израильского Управления древностей), приступила к поиску происхождения филистимлян в Ашкелоне, одном из пяти городов библейской «Филистии». Кульминацией этой работы стало открытие (2013-2016) первого в истории филистимского кладбища. Возглавляемая ее основателем, ныне покойным Лоуренсом Э. Стейджером, а затем Даниэлем М. Мастером, экспедиция обнаружила существенные изменения образа жизни населения региона в XII в. до н.э., которые ученые связали с прибытием филистимлян. Вместе с тем многие скептики полагали, что эти культурные изменения были просто результатом торговли или местного подражания иностранным стилям, а не результатом переселения народов.
И вот теперь новое исследование, ставшее итогом более чем тридцатилетней археологической работы и генетического анализа с использованием самых современных технологий, пришло к выводу о том, что появление филистимлян в южном Средиземноморье действительно включало в себя переселение людей с Запада на Восток во время переходного периода от Бронзового к Железному веку.
"Генетическая брешь" между жителями Ашкелона Бронзового и Железного веков
Исследователи успешно восстановили данные генома из останков десяти жителей Ашкеона периода Бронзового - Железного веков. Эти данные позволили экспедиции сравнить ДНК останков разных периодов и определить степень их родства. Каждый образец обеспечил десятки тысяч точек данных, что позволяет проводить мощные статистические сравнения с другими группами населения. Исследователи обнаружили, что большинство предков обитателей региона всех периодов происходит из местного левантинского генофонда, но у людей, живших в Раннем железном веке в Ашкелоне, присутствует уникальный наследственный компонент европейского происхождения, которого у их предков в Бронзовом веке не было вообще.
«Эти данные начинают заполнять временной пробел в генетической карте южного Леванта», - объясняет Йоханнес Краузе из Института Макса Планка, старший автор исследования. «В то же время с помощью сфокусированного сравнительного анализа ашкелонского генетического временного разреза мы обнаруживаем, что уникальные культурные особенности Раннего железного века четко отражаются в специфической генетической структуре людей, которые жили здесь в то время».
Преходящий эффект "европейского" притока генов
Анализируя геном более поздних обитателей Ашкелона времен Железного века, исследователи обнаружили, что европейский компонент у них исчез. «Этот генетический след появляется в начале Железного века, сохраняется не более двухсот лет и затем пропадает - по-видимому, из-за растворения в местном левантинском генофонде», - говорит Чунгвон Чжон из Института Макса Планка, один из соавторов исследования.
Это говорит о том, что предки филистимлян пересекли Средиземное море, достигнув Ашкелона в начале железного века, после чего активно смешивались с местным населением. Интересно, что, хотя со временем в генетическом профиле филистимлян произошли изменения, в их этнических и культурных характеристиках наблюдается преемственность.
«ДНК может быть мощным инструментом для составления истории и ответа на исторические вопросы», - отмечает археогенетик Михаль Фельдман. «С другой стороны, это напоминает нам, что культура или этническая принадлежность той или иной группы людей не обязательно соответствуют ее генетическому составу на протяжении времени». Даниэль Мастер согласен: «Ммы можем указать на изменения в филистимской культуре, в языке, и вот теперь даже в генетике филистимлян, однако в глазах их соседей они продолжали оставаться от начала до конца - однозначно филистимлянами».