Новости
Археологи говорят об открытии в Вифсаиде церкви на месте дома апостолов Петра и Андрея
Церковь апостолов найдена у Галилейского моря, утверждают археологи. Епископ, путешествовавший в окрестностях озера в 725 году, увидел и описал церковь апостолов именно там, где она была найдена.
Археологи предполагают, что они нашли церковь апостолов, которая, по христианской традиции, была построена над домом учеников Иисуса Петра и Андрея в прибрежной галилейской деревне Вифсаида, место расположения которой сегодня является частью природного заповедника Бтейха.
Археологи из Киннеретского Академического колледжа и Нью-Йоркского колледжа Найака заявили, что еврейская деревня Вифсаида, на месте которой был построен римский город Юлия, была намного больше, чем считалось прежде.
Что можно сказать наверняка, так это то, что исследователи Бейт-Хабека (Эль-Араджа) нашли следы большой церкви Византийской эпохи. Особое внимание обращают на себя позолоченные стеклянные тессеры (мозаичные плитки), отмечает профессор Р. Стивен Нотли из частного Христианского колледжа в Нью-Йорке, которые "предназначены для настенных мозаик и появляются только в церквях".
Пока раскрыты только части южных помещений церкви. Вид структуры с высоты птичьего полета подтверждает предположение о том, что данное место было церковью: здание расположено по оси запад-восток и делится на центральный неф с двумя проходами, - объясняет профессор Мордехай Авиам из Кинеретского Академического колледжа.
Археологи также нашли мраморные фрагменты от алтарной преграды, которая была украшена цветочным венком, мозаичный пол, черепицу, характерную для больших зданий, и фрагмент каменной резьбы с изображением креста.
Найти церковь византийского периода - это одно, но почему археологи считают, что это церковь является именно церковью на месте дома апостолов?
Дело в том, что в 725 году баварский епископ по имени Виллибальд путешествовал по Святой Земле и писал о том, как шел из Капернаума в Курси, а по дороге увидел церковь Петра и его брата Андрея. Между этими двумя городами не было найдено никаких других церквей, и церковь Эль-Арадж, кажется, соответствует данному периоду времени.
Руины еще не были точно датированы, но на основе более чем 100 монет можно говорить о том, что церковь, по-видимому, была построена в пятом веке, почти через 500 лет после апостолов, и была оставлена в конце седьмого или восьмого века.
Тем не менее, Нотли обращает внимание на то, что идентификация церкви останется предположительной, пока не будут найдены более весомые доказательства, такие как надписи. "Было бы хорошо найти надпись в церкви византийского периода, описывающую, например, в память кого она была построена,"- говорит он.
Во время раскопок дома римского периода, в 100 метрах к северу от основной площади раскопок, археологи нашли типичные еврейские каменные сосуды и еврейские масляные лампы, а также более 20 монет римского периода и рыболовные свинцовые грузы.
Еще одной находкой в этом четвертом сезоне раскопок стала лампа, состоящая из двух отдельно повернутых частей. В 2017 году был обнаружен рельеф львицы, вырезанный на базальтовой скале, который, по мнению археологов, украшал синагогу, стоявшую там в ранневизантийский период.
Эль-Арадж как Вифсаида
Отождествление Эль-Араджа с давно потерянным селением Вифсаида, где был дом Петра, Андрея и Филиппа (Ин. 1:44; 12:21), на месте которого местным еврейским правителем Филиппом Иродом (сыном великого вассала царя Ирода) был построен римский город Юлия, уже давно отстаивается Нотли и Авиамом.
Нотли отмечает, что, поскольку до сих пор в этом районе не было найдено ни одной церкви, люди стремились "исправить" записи о паломничестве, переводя внимание паломников от Вифсаиды к Капернауму. Утвердилось мнение, что восьмистороннее строение в Капернауме было упомянутой церковью, которая была построена над домом Петра.
"Теперь у нас есть церковь, где, по свидетельству паломников, была церковь. Ранние упоминания о церкви над домом Петра описывали ее как базилику. Может ли восьмиугольная структура быть базиликой? Это вопрос, который должен быть рассмотрен более полно", - говорит Нотли.
Их теория конкурирует с соседним местом e-Tell, которое является Вефсаидой по мнению профессора Рами Арава: "Совершенно неразумно думать, что строители этого сооружения в 8 веке н. э. знали бы о доме Петра первого века, скрытым на три метра под их зданием.
Поселение в Эль-Арадж относится, по крайней мере, к периоду второго храма, когда это была еврейская рыбацкая деревня. Среди прочего, археологи нашли свинцовые рыболовные гири.
Некоторые утверждают, что место в Эль-Араже было просто римским армейским лагерем, что опирается на открытие там в 2017 году римских бань.
Однако Нотли обращает внимание на то, что в эту эпоху древняя еврейская деревня стала римским полисом, распространилась на очень большую площадь, большую часть которой еще предстоит раскопать. В первом веке еврейский Тетрарх Ирод Филипп решил построить настоящий римский полис на базе еврейской деревни. Он назвал свой новый город Юлиас.
"Первые исторические свидетели места Вифсаиды - все римляне, - говорит Нотли. - Мы предполагаем, что это было частью Хасмонейской экспансии в Галилею".
Арав со своей стороны предполагает, что уровень первого века "идеально подходит для описания Иосифом Флавием римского лагеря наемников, размещенного во время первого еврейского восстания".
Историк Иосиф Флавий упоминает Вифсаиду один раз в своих трудах, именно при описании ее урбанизации, говорит Нотли. Он добавляет, что есть еще два известных примера превращения еврейских деревень в римские центры: Sepphoris (Tzipori, построенный Иродом Антипой) и Antipatris (Tel Afek, построенный в первом веке до н. э. Иродом Великим, который назвал его в честь своего отца Антипатра). Плиний, писавший в первом веке, также упоминал Юлию.
А потом случилось что-то странное. Город Вифсаида (Юлия) в конце третьего века вдруг исчез с исторического и археологического поля зрения.
Первый церковный историк Евсевий, епископ Кесарии, живший и много писавший в IV веке, перу которого принадлежит и Ономастикон ("О топонимах в Священном Писании"), не дает никаких подробностей о Вифсаиде или церкви, указывая, что он лично не знает Вифсаиду. Раввинские свидетельства о Вифсаиде также исчезают после третьего века н. э.
Затем, в пятом веке, на этом месте было построено византийское поселение с монастырем и церковью, ныне найденными, и неожиданно появляются и новые письменные свидетельства.
Авиам указывает, что уровень Галилейского моря (он же озеро Кинерет) сильно колеблется. Вполне возможно, что в течение примерно 150-200 лет город был заброшен, потому что уровень озера поднялся, и земля стала заболоченной.
Церковь и город могли быть оставлены снова в 8-м веке. В церкви пока не обнаружили признаки повреждений, вызванных известным землетрясением 749 года н. э., которое опустошило долину реки Иордан. Авиам указывает, что мы не знаем, была ли церковь оставлена до или после этого землетрясения.
Он добавляет, что, возможно, заиление из близлежащего устья реки Иордан ухудшило возможности ведения рыбной ловли. Кстати, технология сканирования показывает, что под илом находится больше домов.
Вероятно, церковь была оставлена с появлением халифата Омейядов и Исламского присутствия в Галилее, с конца седьмого или начала восьмого века, когда епископ Уиллибальд совершил поездку по земле и описал Великую церковь, не упомянув, впрочем, о том, используется ли церковь до сих пор.