Новости

25.04.2020

Вышла в свет монография А. А. Тарасенко "Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры"

Вышла в свет монография А. А. Тарасенко "Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры" (Тарасенко, А. А. Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры / А. А. Тарасенко. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 396 с. – (Монографии по библеистике, № 4). ISBN 978–985–7145–37–9).

Книга опубликована в качестве приложения к библейскому журналу "Скрижали" в серии "Монографии по библеистике".

Издание снабжено предисловием, подготовленным главным редактором библейского журнала "Скрижали" архимандритом Сергием (В. В. Акимовым).

В монографии рассматривается Послание Иакова в качестве галахической энциклики, появившейся в эпоху кардинальных перемен в еврейском обществе в начале новой эры как ответ иудео-христианского пиетиста на деятельность миссионеров различного толка, проповедовавших в Диаспоре «иной», или «широкий» путь. Главное внимание уделено методологии автора, с помощью которой он призывает своих адресатов – учеников Моисея и учеников Иисуса – последовать «узким» путем, подражая известным персонажам Танаха в их вере, страдании и молитве. Послание исследуется как сборник поучений (проповедей или бесед) Иакова, брата Иисуса, возможно, собранных его слушателем еще при жизни наставника.

Книга предназначена для богословов, библеистов, религиоведов, историков, культурологов и всех, интересующихся Библией.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ РЕДАКТОРА

Архимандрит Сергий (Акимов) ............................................. 

ВВЕДЕНИЕ 

1. Формат работы ................................................................. 12 

2. Литературный контекст Послания Иакова .................... 19 

3. Герменевтический подход ............................................... 26 

4. Источники и ограничения ............................................... 43

5. Уточнение терминов ........................................................ 50

ЧАСТЬ 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ ИСКУССТВО В             

ДРЕВНОСТИ И ЭНЦИКЛИКА ИАКОВА

1.1. Эпистолярный жанр в древности ................................ 55

1.1.1. Греко-римский мир …............................................... 55

1.1.2. Еврейский мир ........................................................ 59

1.1.3. Предназначение и типы эпистол .............................. 63

1.1.4. Энциклика .............................................................. 67

1.2. Галаха как новый жанр ............................................... 76

1.2.1. Причины появления галахи ....................................... 76

1.2.2. Сущность жанра ....................................................... 84

1.2.3. Трансформация реальности 

в идеалистический мир галахи ............................................ 87 

1.2.4. Методология ............................................................. 95

1.3. Иаков Праведный как историческая личность ......... 105

1.3.1. Дискуссия об авторстве Послания и ее причины … 105

1.3.2. Свидетельство Нового Завета: 

лидер первой общины и брат Господа ............................. 114

1.3.3. Свидетельство патристическской традиции: 

праведный епископ ............................................................ 122

1.3.4. Свидетельство Послания: набожный 

иудео-христианин ............................................................... 127

1.3.5. Греческий язык автора на фоне 

еврейской полилингвичности ........................................... 135

1.4. Основные характеристики Послания. 

Его восприятие в первые века новой эры ........................ 149

1.4.1. Структура: тезисы и их обоснования ..................... 149

1.4.2. Важные темы, отсутствующие в энциклике .......... 156

1.4.3. Адресаты ................................................................... 164

1.4.4. Цель и дата ................................................................ 170

1.4.5. Послание в патристической традиции ................... 178

ЧАСТЬ 2. ИУДЕЙСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ

2.1. Палестина и Диаспора ................................................ 184 

2.1.1. Историческое разделение «еврейского мира» ....... 184

2.1.2. Формирование двух типов иудаизма ..................... 190

2.2. Религиозные изменения в иудаизме 

эпохи Второго Храма ......................................................... 194

2.2.1. Эллинизация Востока и Израиля ............................ 194

2.2.2. Появление хасидеев как ответная реакция 

на эллинизацию Израиля ................................................... 198

2.2.3. Книжники и мудрецы Израиля ............................... 202

2.2.4. Синагога как религиозный институт 

в эпоху Второго Храма ...................................................... 209

2.2.5. Мессианские чаяния и их 

географическое разделение ............................................... 214

2.2.6. Миссия: иудейская и христианская ........................ 218

2.3. Религиозные и политические конфликты ................. 225

2.3.1. Религиозные лидеры Израиля: фарисеи, 

саддукеи и ессеи ................................................................. 225 

2.3.2. Новая секта последователей 

Иисуса из Назарета ............................................................ 229

2.3.3. Антисемитизм как ответная реакция 

на еврейскую активность ................................................... 237

2.3.4. Гонения на христиан ................................................ 241

ЧАСТЬ 3. ГАЛАХА ПОСЛАНИЯ

3.1. Персонажи Танаха как примеры для подражания 

в контексте аггадической традиции ................................. 248

3.1.1. Авраам ....................................................................... 248

3.1.2. Раав ............................................................................ 263

3.1.3. Иов ............................................................................. 266

3.1.4. Илия ........................................................................... 270

3.2. Аспекты галахической энциклики ............................. 275

3.2.1. Теология .................................................................... 275

3.2.2. Социология ............................................................... 279

3.2.3. Этика .......................................................................... 282

3.3. Теологические аспекты ............................................... 288

3.3.1. Искушение и награда ................................................. 288

3.3.2. Вера и дела .................................................................. 297

3.3.3. Дружба с миром как вражда с Богом ........................ 301

3.3.4. Сила молитвы .............................................................. 306

3.4. Социальные аспекты ................................................... 312

3.4.1. Социально-экономическое неравенство ................ 312

3.4.2. Стремление учить и социальное разделение

между хахамим и ам-гаарец .............................................. 320

3.4.3. Распри внутри общин .............................................. 326

3.5. Этические аспекты ...................................................... 330

3.5.1. Радость в искушении ............................................... 330

3.5.2. Diakri,nw как преграда для получения мудрости … 334

3.5.3. Двоедушие как причина неуспеха .......................... 338

3.5.4. Двуязычие как путь к разрушению 

Божьего шалома ................................................................. 343       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Соответствие формы и содержания в Послании ......... 347

2. Сумма формы и содержания – идеализация 

праведной жизни ................................................................ 352 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Бог не искушает злом: 

вариант прочтения Иак. 1:13 в контексте древних 

представлений о Божественной автократии ........................ 356

БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................. 364

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ................................................ 387

Яндекс.Метрика