Новости
Вышла в свет монография А. А. Тарасенко "Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры"
Вышла в свет монография А. А. Тарасенко "Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры" (Тарасенко, А. А. Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры / А. А. Тарасенко. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 396 с. – (Монографии по библеистике, № 4). ISBN 978–985–7145–37–9).
Книга опубликована в качестве приложения к библейскому журналу "Скрижали" в серии "Монографии по библеистике".
Издание снабжено предисловием, подготовленным главным редактором библейского журнала "Скрижали" архимандритом Сергием (В. В. Акимовым).
В монографии рассматривается Послание Иакова в качестве галахической энциклики, появившейся в эпоху кардинальных перемен в еврейском обществе в начале новой эры как ответ иудео-христианского пиетиста на деятельность миссионеров различного толка, проповедовавших в Диаспоре «иной», или «широкий» путь. Главное внимание уделено методологии автора, с помощью которой он призывает своих адресатов – учеников Моисея и учеников Иисуса – последовать «узким» путем, подражая известным персонажам Танаха в их вере, страдании и молитве. Послание исследуется как сборник поучений (проповедей или бесед) Иакова, брата Иисуса, возможно, собранных его слушателем еще при жизни наставника.
Книга предназначена для богословов, библеистов, религиоведов, историков, культурологов и всех, интересующихся Библией.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКТОРА
Архимандрит Сергий (Акимов) ............................................. 8
ВВЕДЕНИЕ
1. Формат работы ................................................................. 12
2. Литературный контекст Послания Иакова .................... 19
3. Герменевтический подход ............................................... 26
4. Источники и ограничения ............................................... 43
5. Уточнение терминов ........................................................ 50
ЧАСТЬ 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ ИСКУССТВО В
ДРЕВНОСТИ И ЭНЦИКЛИКА ИАКОВА
1.1. Эпистолярный жанр в древности ................................ 55
1.1.1. Греко-римский мир …............................................... 55
1.1.2. Еврейский мир ........................................................ 59
1.1.3. Предназначение и типы эпистол .............................. 63
1.1.4. Энциклика .............................................................. 67
1.2. Галаха как новый жанр ............................................... 76
1.2.1. Причины появления галахи ....................................... 76
1.2.2. Сущность жанра ....................................................... 84
1.2.3. Трансформация реальности
в идеалистический мир галахи ............................................ 87
1.2.4. Методология ............................................................. 95
1.3. Иаков Праведный как историческая личность ......... 105
1.3.1. Дискуссия об авторстве Послания и ее причины … 105
1.3.2. Свидетельство Нового Завета:
лидер первой общины и брат Господа ............................. 114
1.3.3. Свидетельство патристическской традиции:
праведный епископ ............................................................ 122
1.3.4. Свидетельство Послания: набожный
иудео-христианин ............................................................... 127
1.3.5. Греческий язык автора на фоне
еврейской полилингвичности ........................................... 135
1.4. Основные характеристики Послания.
Его восприятие в первые века новой эры ........................ 149
1.4.1. Структура: тезисы и их обоснования ..................... 149
1.4.2. Важные темы, отсутствующие в энциклике .......... 156
1.4.3. Адресаты ................................................................... 164
1.4.4. Цель и дата ................................................................ 170
1.4.5. Послание в патристической традиции ................... 178
ЧАСТЬ 2. ИУДЕЙСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ
2.1. Палестина и Диаспора ................................................ 184
2.1.1. Историческое разделение «еврейского мира» ....... 184
2.1.2. Формирование двух типов иудаизма ..................... 190
2.2. Религиозные изменения в иудаизме
эпохи Второго Храма ......................................................... 194
2.2.1. Эллинизация Востока и Израиля ............................ 194
2.2.2. Появление хасидеев как ответная реакция
на эллинизацию Израиля ................................................... 198
2.2.3. Книжники и мудрецы Израиля ............................... 202
2.2.4. Синагога как религиозный институт
в эпоху Второго Храма ...................................................... 209
2.2.5. Мессианские чаяния и их
географическое разделение ............................................... 214
2.2.6. Миссия: иудейская и христианская ........................ 218
2.3. Религиозные и политические конфликты ................. 225
2.3.1. Религиозные лидеры Израиля: фарисеи,
саддукеи и ессеи ................................................................. 225
2.3.2. Новая секта последователей
Иисуса из Назарета ............................................................ 229
2.3.3. Антисемитизм как ответная реакция
на еврейскую активность ................................................... 237
2.3.4. Гонения на христиан ................................................ 241
ЧАСТЬ 3. ГАЛАХА ПОСЛАНИЯ
3.1. Персонажи Танаха как примеры для подражания
в контексте аггадической традиции ................................. 248
3.1.1. Авраам ....................................................................... 248
3.1.2. Раав ............................................................................ 263
3.1.3. Иов ............................................................................. 266
3.1.4. Илия ........................................................................... 270
3.2. Аспекты галахической энциклики ............................. 275
3.2.1. Теология .................................................................... 275
3.2.2. Социология ............................................................... 279
3.2.3. Этика .......................................................................... 282
3.3. Теологические аспекты ............................................... 288
3.3.1. Искушение и награда ................................................. 288
3.3.2. Вера и дела .................................................................. 297
3.3.3. Дружба с миром как вражда с Богом ........................ 301
3.3.4. Сила молитвы .............................................................. 306
3.4. Социальные аспекты ................................................... 312
3.4.1. Социально-экономическое неравенство ................ 312
3.4.2. Стремление учить и социальное разделение
между хахамим и ам-гаарец .............................................. 320
3.4.3. Распри внутри общин .............................................. 326
3.5. Этические аспекты ...................................................... 330
3.5.1. Радость в искушении ............................................... 330
3.5.2. Diakri,nw как преграда для получения мудрости … 334
3.5.3. Двоедушие как причина неуспеха .......................... 338
3.5.4. Двуязычие как путь к разрушению
Божьего шалома ................................................................. 343
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Соответствие формы и содержания в Послании ......... 347
2. Сумма формы и содержания – идеализация
праведной жизни ................................................................ 352
ПРИЛОЖЕНИЕ. Бог не искушает злом:
вариант прочтения Иак. 1:13 в контексте древних
представлений о Божественной автократии ........................ 356
БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................. 364
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ................................................ 387