Новости
16 октября 2020 года в Московской духовной академии состоялась ежегодная Всероссийская национальная Покровская конференция
16 октября в Московской духовной академии в рамках Всероссийской национальной Покровской научной конференции прошла работа библейских секций.
Секция «Библейско-богословское наследие блаженного Иеронима Стридонского».
Модератором секции выступил протоиерей Александр Тимофеев, заведующий Библейским кабинетом МДА. Секция прошла в дистанционном формате. Конференция, проводимая кафедрой библеистики МДА, приурочена к 1600-летию со дня кончины блаженного Иеронима Стридонского (Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон, Далмация — 30 сентября 420, Вифлеем), выдающегося мыслителя древности, создателя латинского перевода Библии — Biblia Sacra Vulgata, экзегета, богослова, покровителя переводчиков.
На секции прозвучали следующие доклады:
⦁ Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий Библейским кабинетом МДА, старший преподаватель. Экзегетические труды блаженного Иеронима Стридонского как источник по библейской археологии и географии.
⦁ Диакон Николай Шаблевский, кандидат богословия, старший преподаватель МДА. Особенности толкования блаженным Иеронимом Стридонским арамейских стихов Книги Даниила.
⦁ Диакон Сергий Кожухов, доцент, кандидат богословия. Метод и экзегеза блаженного Иеронима в Комментарии на Евангелие от Матфея.
⦁ П.А. Коротков, старший преподаватель МДА. Особенности экзегетического наследия блаженного Иеронима Стридонского: толкование Послания святого апостола Павла к Галатам.
⦁ Петр Трофимов, студент 4 курса бакалавриата МДА. Духовное понимание (intelligentia spiritualis) Священного Писания согласно блаженному Иерониму: учение о границах применения метода в тексте «Гомилий на Евангелие от Марка».
В состоявшейся после докладов дискуссии приняли участие заведующий кафедрой библеистики Киевской духовной академии, профессор, протоиерей Ростислав Снигирев, докладчики, преподаватели и студенты кафедры. Дискуссия, прошедшая в дружеской атмосфере, коснулась вопросов применения исторического, аллегорического и анагогического методов экзегезы Священного Писания. Кроме того, было высказано желание продолжения дискуссии, намечен семинар кафедры библеистики МДА на тему герменевтики и границ методов. В заключение протоиерей Александр Тимофеев поблагодарил участников дискуссии и пригласил присутствующих принять участие в совместной конференции МДА и РГСУ «Блаженный Иероним — учитель Востока и Запада», которая состоится 7–8 декабря в Российском гуманитарном социальном университете в дистанционном формате.
Также кафедрой библеистики МДА были организованы две секции, посвященные экзегетике и герменевтике Священного Писания. На первой из них прозвучали доклады:
- Протоиерей Георгий Климов, и. о. заведующего кафедрой библеистики МДА, кандидат богословия. Сравнительное значение христианских девства и брака по учению апостола Павла в творениях отцов-доникейцев.
- М.В. Ковшов, доцент, кандидат богословия, доцент МДА. Величие эсхатологического Посредника-Мессии как условие эффективности его служения согласно Посланию к Евреям.
- Протоиерей Олег Мумриков, кандидат богословия, доцент МДА. Критический анализ антропологической концепции Ю.Н. Харари с точки зрения библейской парадигмы.
- Иерей Алексий Сергеев, кандидат богословия, старший преподаватель СПБДА. «Кенозис Логоса» (Фил. 2:6–11) по толкованию преподобного Иустина (Поповича) на Послание к Филиппийцам святого апостола Павла (перевод с сербского и комментарий в свете современной западной экзегетики).
- Иерей Алексий Сергеев, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики СПБДА. «Вопросы Евангельские» блаженного Августина Гиппонского: история перевода, особенности экзегетики и богословия.
- Иерей Дионисий Харин, преподаватель СПБДА. Влияние апостола Павла на богословские воззрения апостола Луки.
Вторая секция состоялась накануне, 15 октября. В ней приняли участие не только официальные докладчики, но и многие члены профессорско-преподавательской корпорации кафедры библеистики МДА, Киевской духовной академии, а также студенты-магистранты и аспиранты библейского профиля. В соответствии с заявленной программой были заслушаны следующие сообщения.
Доклад заведующего кафедрой библеистики СПбДА протоиерея Димитрия Юревича «Археология Тель-Хацора периода железного века: сведения об израильском городе эпохи единого царства» был посвящен результатам последних раскопок в Тель-Хацоре (в русском синодальном переводе — Асор или Гацор), столичного ханаанского города, разрушенного, а затем заново отстроенного евреями. В середине XX в. раскопки там проводил израильский археолог Йигаэль Ядин, который датировал строительство укрепленного еврейского города с казематными стенами и огромными шестикамерными воротами X в. до Р.Х., т.е. периодом царствования Соломона (поэтому ворота получили название «врата Соломона»), однако позже эта датировка ставилась под сомнение.
В результате раскопок 1990–2014 гг., проводившихся под руководством Амнона Бен-Тора, удалось подтвердить датировку строительства еврейского города X в. до Р.Х. Вкупе с недавними раскопками в Хирбет Кейафе это позволяет утверждать, что имеются серьезные археологические аргументы в пользу существования мощного израильского царства в эпоху Соломона.
Р.М. Рупова, доктор философских наук, доцент РГСУ, подготовила презентацию с богатым иллюстративным материалом и посвятила свое выступление теме «Отражение символики облачения ветхозаветного первосвященника в описании Небесного Иерусалима». В докладе устанавливаются соответствия между минералами, указанными в книге Исход (28:15–21), где пророк Моисей получает от Бога указание сделать для облачения первосвященника ефод и нарамник с двенадцатью драгоценными камнями по числу колен Израилевых — и камнями, составляющими основание Небесного Иерусалима, описанного в Откровении святого апостола Иоанна Богослова (21;19–20). Рассматривается также вопрос об «урим и туммим», также имеющий отношение к ветхозаветному культу. На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Еврейская библейская традиция более точно, чем славянские переводы, отслеживает присутствие колен Израилевых в мистерии Нового Иерусалима.
2. Текст Священного Писания отражает исторические изменения названий многих камней, или перенос названий с одних минералов на другие Этот вывод может быть полезен не только для библейской экзегезы, но, возможно, и для истории минералогии и естествознания в целом, открывает перспективу историко-культурологических исследований.
В своем докладе доктор филологических наук, профессор МДА, главный палеограф Отдела рукописей Российской государственной библиотеки М.С. Крутова рассказала о судьбе уникальных 13 славяно-русских Евангелий из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры: преподобного Никона Радонежского, Симеона Гордого, Богдана Хитрово, боярина Феодора Кошки, Исаака Бирёва и др. Это — Евангелия-тетры или апракосы. В ходе яркой и красочной презентации, сопровождавшей доклад, каждое Евангелие было кратко охарактеризовано и снабжено палеографическим описанием, при этом особое внимание обращалось на художественные и текстологические особенности каждого из памятников искусства. Итогом проведенного искусствоведческого — исторического, палеографического и текстологического — анализа стало заключение: книга могла быть определена на хранение в Ризницу, если удовлетворяла одному из следующих критериев: древность, особенное содержание, высокая художественная значимость, большая известность и именитость владельца книги.
Иеромонах Филофей (Артюшин), доктор теологии, доцент МДА, выступил с докладом на тему «Идейное своеобразие толкований блаженного Августина на избранные евангельские притчи». На основании экзегетического анализа одной из проповедей святого (Sermo 111), была реконструирована историческая ситуация и богословский контекст употребления латинским автором таких евангельских притч, как: притча о закваске (Лк. 13:21–23), о горчичном зерне (Лк. 13:19), о сеятеле (ср. Ин. 12:24), о пшенице и плевелах (Мф. 13:30). В результате проведенного исследования было установлено, что блаженный Августин как толкователь Священного Писания следует в русле современной и предшествовавшей ему экзегетической традиции, но наполняет общеизвестные сравнения, метафоры и аллегории новым, по преимуществу, полемическим смыслом и пафосом. В полемике с донатистами образ Церкви как Тела Христова и плодородной нивы, в которой смешаны между собой пшеница (верные чада Церкви) и плевелы (еретики), становится для проповедника важнейшим орудием в защиту традиционного — подлинно библейского — учения: на примере герменевтики, экклезиологии и сакраментологии.
Работу секции завершило выступление монахини Александры (Мушкетовой), посвященное теме «Вифлеем, Рождество Христово. Новый взгляд из XXI в.». При анализе родословий Иисуса Христа у евангелистов Матфея и Луки обращает на себя внимание тот факт, что они не совпадают по именам предков, количеству и родоначальнику: 42 от Соломона и 77 от Нафана соответственно. С целью построения единой родословной Господа была предпринята попытка согласования евангелистов с помощью методики построения генеалогических схем, заимствованной из инженерной системотехники. Она обеспечила визуальную четкость и системность подхода к древней богословской проблеме. Изучение исторических сведений о родственных связях между членами семьи Иисуса Христа, апостолами и другими, более 50-ти, евангельскими персоналиями позволило разработать генеалогические схемы семей Спасителя, апостолов Петра, Павла и 4 евангелистов в пакете из 16 схем.
Исследование привело к выводу, что оба родословия по Матфею и Луке не только не противоречат, но гармонично дополняют друг друга. Вместо абстрактного представления взаимосвязи событий I в. от Рождества Христова в Вифлееме, вырванного из контекста истории; наглядное раскрытие родственных взаимосвязей в генеалогических и генетических схемах вносит ясность и открывает новые возможности в изучении и понимании Священного Писания. Этот инструмент исследования может служить ключом для понимания исторических событий I века. По итогам секционной работы планируется публикация прочитанных докладов в сборнике трудов кафедры библеистики МДА.
https://mpda.ru/news/proshli-sekcionnye-zasedanija-ezhegodnoj-nacionalnoj-pokrovskoj-konferencii/