Новости
В издательстве МДА вышел первый номер журнала «Библейские схолии»
В издательстве Московской духовной академии вышел первый номер журнала «Библейские схолии». Журнал создан на кафедре библеистики МДА и предполагает всестороннее изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов: филологии, археологии, богословия, экзегетики, герменевтики и прочих библейских дисциплин.
Основная цель и задача журнала — знакомство читателя с актуальными вопросами современной библеистики, а также с наследием русской библейской дореволюционной школы, являющимся «золотым фондом» отечественной науки.
Главный редактор протоиерей Александр Тимофеев, заведующий библейским кабинетом Московской духовной академии, старший преподаватель кафедры библеистики, о первом выпуске журнала:
«Название журнала происходит от греческого слова σχόλιον — небольшие комментарии на полях или между строк рукописи. Схолии представляют собой древнейшую форму комментария к текстам и предназначены прежде всего для разъяснения трудных мест. Поскольку главной целью деятельности кафедры библеистики является изучение Священного Писания, мы в той или иной степени можем рассматривать наши публикации как комментарий к тексту Нового и Ветхого Завета.
Другой аспект деятельности нашего журнала связан с происхождением слова “схолии” — от понятия “школьный комментарий” (от греческого σχολή — “школа”). Школа для нас не только здание, в котором читают лекции, но и место встречи учителей и учеников, место диалога, место поисков Истины и понимания Предания. Очень значимо для нас, в этом смысле, понятие “научная школа кафедры”, которая должна свидетельствовать как об общих научных интересах, так и о системно выработанном подходе. Журнал логически продолжает традиции издания кафедрой “Сборника трудов кафедры библеистики Московской духовной академии”, выходящего с 2013 г., но при этом отражает и новый уровень научного дискурса, приемлемого в формате научных публикаций.
Статьи нашего журнала нередко представляют собой переработанные версии докладов, сделанных на конференциях и семинарах кафедры библеистики и других научных площадок, что свидетельствует об апробации некоторых тем и идей. По этой причине мы приветствуем публикации статей преподавателей других кафедр, учебных и научных заведений — для стимуляции межкафедральных и междисциплинарных исследований.
Разделы нашего журнала будут касаться различных аспектов библейской науки и будут дополняться по мере поступления статей. Планируются следующие разделы журнала: “Новозаветные исследования”, “Ветхозаветные исследования”, “Библейское богословие”, “Библейская апологетика”, “Современная библеистика”, “Библейская археология”, “Проблематика преподавания библейско-богословских дисциплин”, “Святоотеческая экзегетика”, “Библия и философия”, “Библейские переводы”, “Библейская филология” и другие. Мы приглашаем заинтересованных авторов к участию в публикациях».
Связь можно осуществлять через электронную почту biblejskijuniversitet@gmail.com с пометкой темы «Библейские схолии».
Протоиерей Олег Мумриков, кандидат богословия, и.о. заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии, доцент кафедры библеистики и кафедры богословия МДА, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Коломенской духовной семинарии.
В поисках утраченного рая: библейская метаистория и современная апологетика
Православная христианская традиция рассматривает «естественное зло» — присутствие в природе естественных катаклизмов, страдания и смерти — как следствие первородного греха Адама и Евы. Однако научная картина мира объективно убеждает нас в обратном: «естественное зло» — неотъемлемая характеристика вселенной с момента ее возникновения. С богословско-апологетической точки зрения данное противоречие может быть разрешено при взгляде на мировую историю в свете двух событий — грехопадения и искупления как метаисторических, влияющих как на будущее, так и на прошлое посредством Божественного предвидения. Автор приводит обоснование возможности данного подхода.
Диакон Николай Серебряков, кандидат геолого-минералогических наук, старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
О различении состояний мира до и после грехопадения в трудах отечественных богословов и религиозных мыслителей XIX — начала ХХ в.
В статье рассматриваются мнения русских богословов и религиозных философов XIX — начала ХХ в. о характере и масштабах влияния грехопадения первых людей на состояние всего мира. Показано, что для русского богословия указанного периода характерно признание катастрофического влияния грехопадения по отношению ко всему мирозданию. Это влияние объясняется теснейшей связью человека со всем космосом. Однако эта очевидная богословская истина практически не была учтена в естественнонаучно-апологетической литературе этого периода при обсуждении проблемы соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научными данными. Более того, в начале ХХ в. появляются представления, что грехопадение в объективном плане никак не повлияло на состояние мира, а только изменило человека и его взгляд на мир. Лишь в русской религиозно-философской литературе начала ХХ в. идея о теснейшей связи человека и космоса нашла свой отклик, и на основании этой идеи была дана критическая оценка способности естественных наук проникнуть в мир до события грехопадения.
Михаил Андреевич Скворцов, доктор физико-математических наук, профессор Сколковского института науки и технологий, старший научный сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН.
Грехопадение как всемирная катастрофа и проблема выработки языка ее описания
В статье основное внимание уделяется одной из ключевых проблем, находящейся на грани библейской и светских наук, — познанию состояния мира до и после грехопадения. При описании последствий грехопадения были выработаны три подхода, имеющие своих характерных представителей: епископа Василия (Родзянко), считавшего, что между первозданным и падшим миром нет никаких корреляций; протоиерея Леонида Цыпина — катастрофа грехопадения не изменила кардинальным образом законы мироздания; диакона Николая Серебрякова — глобальная катастрофа грехопадения категорически сказалась на состоянии мира, однако полностью не уничтожила его преемственности с первозданным миром. Также уделяется внимание гносеологическому вопросу: может ли привести рациональное познание к Богу?
Священник Сергий Фуфаев, преподаватель и научный сотрудник кафедры библеистики Московской духовной академии.
Всё ли существо человека создано по образу Божию?
В данной статье предпринята попытка ответить на вопрос «Всё ли существо человека создано по образу Божию?» в свете некоторых библейско-богословских аспектов Предания Церкви. В святоотеческой экзегезе существуют противоречивые суждения относительно того, что именно в человеке соответствует образу Божию. В этом плане святоотеческие суждения можно условно разделить на две основные позиции: 1) образ Божий заключен в душе человека и ее силах; 2) образ Божий заключен во всём существе человека. Вторая позиция более проблематична. Однако и первая позиция содержит в себе проблему. В целях выяснения того, какая святоотеческая позиция является наиболее обоснованной, автор обращается к повествованию Книги Бытия о сотворении человека, некоторым местам Нового Завета, в которых говорится, в каком отношении к Богу должен находиться человек, к святоотеческим толкованиям, а также к догматам Православной Церкви. По итогам данного комплексного исследования автор пришел к двум основным выводам: 1) образ Божий заключен во всём существе человека, которое при этом, однако, содержит в себе и образ мира; 2) образ Божий предельно похож на Первообраз.
Священник Александр Тодиев, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой богословия и старший преподаватель Перервинской духовной семинарии.
Эсхатология в межзаветный период в свете 3 Книги Ездры 6, 7–10
Материал статьи посвящен библейской эсхатологии. В межзаветной апокалиптической литературе жизнь мира делилась обыкновенно на две половины или же на два века: «нынешний век», «грядущий век». Для Ездры концепция «двух веков» является магистральной. В статье рассматривается аллегорическое переложение в 3 Езд. данной эсхатологической темы на мотив истории Иакова и Исава. Отмечена историософская традиция толкования 3 Езд. 6, 7–10.
Михаил Всеволодович Ковшов, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, доцент Перервинской духовной семинарии, ученый секретарь Кандидатского диссертационного совета № 1 (МДА).
Священник Михаил Ерёмин, магистр богословия, старший преподаватель библейско-богословской кафедры Екатеринодарской духовной семинарии, аспирант кафедры библеистики Московской духовной академии.
Учение о Втором пришествии Христовом в 1-м послании святого апостола Павла к Фессалоникийцам (1 Фес. 5, 1–11): опыт богословско-экзегетического комментария
В статье рассматривается отрывок из Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам (1 Фес. 5, 1–11), темой которого является учение о последних временах, о Втором пришествии Христа и о времени его наступления. Эсхатологическое учение является основным в богословии этого послания. Данное учение следует рассматривать в контексте нравственных наставлений апостола Павла верующим фессалоникийцам, в которых образ «сынов света» является основным для обозначения христиан.
Пётр Александрович Коротков, старший преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
Эсхатологический аспект учения святого апостола Павла о «теле душевном» и «теле духовном» в трудах русских библеистов
Одной из центральных тем эсхатологии святого апостола Павла является учение о «теле душевном» и «теле духовном», изучению которого посвящены труды многих русских библеистов. Обновление и преображение человеческого духа по образу Христа неизбежно изменяет и тело человеческое, которое по воскресении становится нетленным, духовным, подобным Телу Христа при Его преображении. Истина воскресения Христова безусловно непреложна и обязательна для всего обновленного человечества, и потому вполне правомерен вопрос о модификации посмертного состояния человека. Богословие апостола Павла дает возможность предположить, что душа человека, оставляя земное тело, уносит с собой орган, который образовала себе в течение земной жизни. Именно поэтому становится возможным индивидуальное существование умерших, через их физическое преображение и восстание человеческой природы. Материальное воскресение человека гарантирует связь его настоящего бытия с будущим по всем свойствам и становится возможным только благодаря вторичному творческому акту божественного вмешательства извне.
Священник Димитрий Ходарин, студент магистратуры кафедры библеистики Московской духовной академии.
Тема спасения в Послании апостола Павла к Евреям
Послание к Евреям предстает несколько обособленным в каноне книг Нового Завета. Оно пространно использует ветхозаветные образы и параллели, некоторые из которых лишь кратко упоминаются или даже вовсе не упоминаются в других новозаветных книгах. Вместе с тем именно такие образы становятся основными в развитии авторской мысли. Автор данной статьи стремится показать красоту и цельность подхода к интерпретации Священного Писания при анализе сотериологической проблематики Послания. При этом особое внимание уделяется основным богословским темам Послания и особенностям экзегезы его отдельных мест.
Священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии
Давид как новый Моисей в богословии Книг Паралипоменон
Данная статья посвящена одной из значимых богословских концепций Книг Паралипоменон — образу царя Давида как нового Моисея. Цель статьи — выявить характерные особенности, свидетельствующие о развитии данной богословской идеи. Для этого автор рассматривает несколько эпизодов из повествования Летописца. К таким эпизодам относятся: родословные израильских колен (1 Пар. 2–9); перенесение и установление Давидом Ковчега в Иерусалиме (см. 1 Пар. 13; 15–16); перепись Давида, результатом которой становится определение места для будущего Храма (см.1 Пар. 21); жертвоприношение Соломона в Гаваоне (2 Пар. 1), имеющее непосредственное отношение к последующему возведению Соломоном Храма (2 Пар. 2–7). Эти фрагменты свидетельствуют о том, что всё повествование Летописца о царствовании Давида и Соломона сосредоточено на процессе учреждения нового богослужебного строя Древнего Израиля, апогеем которого становится строительство Храма в Иерусалиме. Вдохновителем, организатором и устроителем представлен царь Давид. Автор публикации приходит к следующему заключению: для Летописца Давид является истинным основателем нового богослужебного строя Древнего Израиля, который стал прямым наследником древних религиозных традиций эпохи Моисея. Давид свободно изменяет и дополняет многочисленные предписания Моисея, и все последующие цари, начиная с Соломона, поддерживают и регулируют все храмовые службы согласно предписаниям Давида. Кроме того, проводя параллели между сооружением Шатра Встречи и строительством Иерусалимского Храма, Летописец усиливает преемственную связь между Древним Израилем и поколениями свидетелей строительства Второго Храма.
Александр Вячеславович Брегеда, магистр богословия, аспирант кафедры библеистики Московской духовной академии.
К вопросу о происхождении концепта «День Господень» в пророческих книгах Ветхого Завета
Автор статьи выявляет основные вехи в изучении происхождения концепта «День Господень» в Ветхом Завете и указывает возможные причины его появления. На основе проведенного анализа автор приходит к заключению, что, несмотря на многообразие мнений среди исследователей относительно «Дня Господня», есть основания полагать, что идея теофании является основой для возникновения концепта «День Господень».
Иеромонах Ириней (Пиковский), преподаватель Сретенской духовной семинарии.
Старые и новые дискуссии в отношении авторства и датировки 118 псалма
В данной статье поднимается вопрос авторства и датировки псалма 118 (119 по еврейской традиции). Несмотря на то, что некоторые экзегеты Древней Церкви относили данный псалом к царю Давиду, большинство исследователей настоящего времени придерживаются более поздней датировки. Основанием для этого, как правило, служит близость данного псалма к литературе мудрости периода Второго Храма. При исследовании литургических особенностей 118 псалма в статье выдвигается гипотеза, что псалом исполнялся за богослужением в Иерусалимском Храме и был не «учебником для Соломона», а поэтическим восхвалением Бога через созерцание мудрости в Его законе, словах, делах, путях, уставах и откровениях. Особенности древнееврейской лексики позволяют исследователю сделать вывод, что текст 118 псалма является вторичным по отношению к более ранним псалмам эпохи Давида. В то же время он написан в духе Давида и появился раньше основного корпуса литературы мудрости периода Второго Храма.
Доброцветов Павел Кириллович, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии.
Блаженный Августин как экзегет в «Толковании на Евангелие от Иоанна»: некоторые наблюдения
В статье представлен краткий вводный обзор до сих пор не изданного на русском языке крупного труда блаженного Августина Гиппонского «Толкование на Евангелие от Иоанна» («In Ioannis Euangelium Tractatus CXXIV»), обстоятельств его написания и отражения в нем личности Августина как экзегета и проповедника. Автор напоминает читателю известное различие между так называемыми синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна и указывает на численное превосходство древнецерковных толкований на Евангелие от Матфея по сравнению с таковыми на Евангелие от Иоанна, а также, вероятно, первый образец толкования данного Евангелия в латинской традиции. Специфика Августиновского толкования на Евангелие от Иоанна определяется тем, что это скорее не научно-экзегетический трактат в собственном смысле слова, но собрание проповедей для широкой, хотя и взыскательной аудитории. По мнению ряда зарубежных исследователей, «Толкование на Евангелие от Иоанна» было написано и произнесено в 406–418 гг., в Гиппонский епископский период жизни и деятельности Августина. Статья затрагивает общее отношение Августина к Священному Писанию и его в определенной степени вариативный символический подход к библейской экзегезе. Статья основывается на изучении текста блаженного Августина и сопутствующей вторичной литературы по теме.
Диакон Николай Шаблевский, кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
Трудности понимания и перевода Быт. 11, 1–9 на греческий (LXX), арамейские и латинский (Vulg) языки
Настоящая статья посвящена филологическому анализу библейского повествования о возведении Вавилонского города и башни. В первой части исследования был переведен на русский язык и проанализирован масоретский текст Быт. 11, 1–9. Благодаря этому были определены ключевые темы для изучения: единство языка, технология и цель
строительства города и башни, суд Божий относительно замысла людей; каждой из них посвящен отдельный параграф статьи. В результате стало очевидным, что при переводе данного фрагмента из Ветхого Завета авторы LXX использовали, вероятно, методы таргумической интерпретации библейского текста, что явно отразилось на Vulg и святоотеческих комментариях.
Розалия Моисеевна Рупова, доктор философских наук, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета.
Истина и история. Библейский историзм как путь к богословскому синтезу
В статье описана специфика библейской философии истории, прослеживаются библейские основания формирования европейской исторической мысли, а также пути ее трансформации в эпоху Ренессанса, в Новое и Новейшее время. В кризисный ХХ в. так называемый «антропологический поворот» приводит к антропологизации, среди прочих направлений научного знания, и историософской мысли. Происшедшая встреча Восточно-христианской традиции с философией, антропологией и историей открывает перспективу нового богословского синтеза.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений
Предисловие главного редактора
Библейская апологетика
Протоиерей Олег Мумриков
В поисках утраченного рая: библейская метаистория и современная апологетика
Диакон Николай Серебряков
О различении состояний мира до и после грехопадения в трудах отечественных богословов и религиозных мыслителей XIX — начала ХХ в.
Михаил Андреевич Скворцов
Грехопадение как всемирная катастрофа и проблема выработки языка ее описания
Библейское богословие
Священник Сергий Фуфаев
Всё ли существо человека создано по образу Божию?
Священник Александр Тодиев
Эсхатология в межзаветный период в свете 3 Книги Ездры 6, 7–10. Новозаветные исследования
Михаил Всеволодович Ковшов, священник Михаил Ерёмин
Учение о Втором пришествии Христовом в 1-м послании святого апостола Павла
к Фессалоникийцам (1 Фес. 5, 1–11): опыт богословско-экзегетического комментария
Пётр Александрович Коротков
Эсхатологический аспект учения святого апостола Павла о «теле душевном» и «теле духовном» в трудах русских библеистов
Священник Димитрий Ходарин
Тема спасения в Послании апостола Павла к Евреям. Ветхозаветные исследования
Священник Андрей Выдрин
Давид как новый Моисей в богословии Книг Паралипоменон
Александр Вячеславович Брегеда
К вопросу о происхождении концепта «День Господень» в пророческих книгах Ветхого Завета
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Старые и новые дискуссии в отношении авторства и датировки 118 псалма
Святоотеческая экзегетика
Павел Кириллович Доброцветов
Блаженный Августин как экзегет в «Толковании на Евангелие от Иоанна»: некоторые наблюдения
Библейская филология
Диакон Николай Шаблевский
Трудности понимания и перевода Быт. 11, 1–9 на греческий (LXX), арамейские и латинский (Vulg) языки
Библия и философия
Розалия Моисеевна Рупова
Истина и история. Библейский историзм как путь к богословскому синтезу
РЕЦЕНЗИИ
Михаил Всеволодович Ковшов
Рецензия на: Добыкин Д.Г. Неканонические книги Ветхого Завета: учебное пособие. СПб.: Изд. СПбДА, 2020. 168 с. ISBN: 978-5-906627-81-0
https://mpda.ru/news/v-izdatelstva-mda-vyshel-pervyj-nomer-zhurnala-biblejskie-sholii/