Новости

02.09.2021

Израильский исследователь Даниэль Вайнштуб высказал предположение о том, что Кумран был не поселением, а местом проведения ритуала Возобновления завета

 

Мистическая религиозная церемония, описанная в нескольких свитках Мертвого моря, возможно, поможет дать ответ на несколько важных вопросов о  Кумрана. К такому выводу пришли израильские исследователи во главе с др. Даниэлем Вайнштубом из Беер-шевского университета им. Бен-Гуриона.

Ученые вот уже несколько десятилетий спорят о том, что представлял собой Кумран, ближайшее поселение к пещерам, где в середине XX века были найдены уникальные документы 2000-летней давности. Одно время считали, что это было поселение ессеев – одной из сект, упомянутых Иосифом Флавием:

Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают‚ зато они принимают к себе чужих детей в том возрасте‚ когда они еще восприимчивы к учению‚ обходятся с ними‚ как со своими собственными‚ и внушают им свои нравы. Этим‚ впрочем‚ они отнюдь не хотят положить конец браку… Они презирают богатство‚ и достойна удивления у них общность имущества‚ ибо среди них нет ни одного‚ который был бы богаче другого… Они не имеют своего отдельного города‚а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест члены ордена могут располагать всем‚ что находится у их собратьев‚ как своей собственностью‚ и к сочленам‚ которых они раньше никогда не видели в глаза‚ они входят‚ как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собой в дорогу‚ кроме оружия для защиты от разбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того‚ чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами… Своеобразен также у них обряд богослужения…

Другие исследователи полагают, что в Кумране жили не ессеи, а представители какой-то другой секты. Третьи – что неправильно считать Кумран поселением какой-то конкретной общины. Наконец, некоторые утверждают, что Кумран был крепостью.  Впрочем, по словам Вайнштуба, ни одна из гипотез не объясняет всех известных фактов.

Почему археологи нашли только остатки общественных зданий, но не частных жилищ? Как можно объяснить наличие тысяч керамических сосудов там, где, в лучшем случае, проживала лишь горстка людей? Наконец, почему в месте со столь незначительным населением было столько микв (бассейнов для ритуального омовения), в том числе достаточно больших?

Как полагает Вайнштуб, Кумран действительно был тесно связан с ессеями. Однако он не был постоянным поселением секты, но местом, где все члены и кандидаты в члены секты собирались для участия в религиозном ритуале, известном как Возобновление завета.

«Я проанализировал тексты и археологические находки, и то, что я нашел, идеально соответствует этой гипотезе», – говорит исследователь.

Церемония Возобновления завета была создана по образцу ритуала, описанного в 27-28 главах книги Дварим, где Моше завещал евреям, когда они войдут в Землю Израиля, разделиться на два стана, один из которых должен был стать на горе Гризим, а другой – на горе Эйвал, и провозгласить божественные благословения и проклятья. Согласно книге Йегошуа, евреи исполнили это предписание:

"Тогда устроил Йегошуа жертвенник Господу, Богу Израиля, на горе Эйвал, как заповедал Моше, раб Господень, сынам Израиля, согласно написанному в книге Торат Моше, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу, и принесли жертвы мирные. И написал он там на камнях список с закона Моше, который написал он пред сынами Израиля. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников-левитов, носящих ковчег завета Господня, и пришелец, и коренной житель – половина их против горы Гризим, а другая половина их против горы Эйвал, – как повелел Моше, раб Господень, чтобы прежде (всего) благословить народ. А затем прочитал он все слова Торы, благословение и проклятие, все, как написано в книге Торы" (Йегошуа, 8:30-34).

Правила ессейской общины, включая означенный ритуал,  были описаны в т.н. Правилах общины, а так же в Дамасском документе, скопированном ок. 1000 года. (Эта копия была обнаружена в Каирской генизе).  Как пишет Вайнштуб,  описание церемонии в Дамасском документе содержит фразу, которой нет в Правилах:

"И все находящиеся в стане должны собраться вместе и проклясть тех, кто отклонился  вправо [или влево] от Торы".

Как утверждает Вайнштуб, отсюда следует, что собрание происходило в определенное время (в месяц сиван, на который выпадает праздник Шавуот), и что люди из разных мест собирались для участия в ритуале в одном месте.

Как полагает исследователь, Кумран был построен  именно как место проведения этой церемонии. Соответственно, здесь не было необходимости в частных домах:  собравшиеся сектанты могли переночевать под открытым небом или в многочисленных окрестных пещерах – в том числе и тех, где 2000 лет спустя будут найдены легендарные свитки.

«Моя гипотеза так же согласуется с тем, что свитки могли быть не из Кумрана, но были доставлены в пещеры со всей страны», – пишет исследователь.

Археологические находки, сделанные в Кумране – количество и размер микв, зал собраний, кладовая с тысячами керамических сосудов, а так же пустая южная площадка – так же хорошо объясняются в рамках означенной гипотезы.

«Горстка постоянных жителей Кумрана, возможно, с помощью небольшой группы ессеев, живших неподалеку около источника на берегу Мертвого моря, раз в год должна была принять сотни людей. Ни одно другое известное место не подходит для проведения подобного собрания».

Александр Элькин

https://ja-tora.com/damasskij-dokument-i-zagadka-kumrana/

https://www.jpost.com/archaeology/cairo-genizah-paper-may-hold-key-to-secrets-of-qumran-dead-sea-scrolls-678045

Яндекс.Метрика