Новости
Как евреи праздновали Суккот 2000 лет назад? Археология предлагает ответ на этот вопрос
Около 2000 лет назад, когда приближался праздник Суккот, десятки тысяч евреев покидали свои дома по всей Земле Израиля и за ее пределами и отправлялись в путь в Иерусалим, пишет «The Jerusalem Post».
Там они видели монументальный и процветающий город и принимали участие в том, что, вероятно, было одним из самых значимых религиозных событий во всей Римской империи. Древние руины, возможно, не лучший инструмент для точного определения того, что происходило в очень конкретный и короткий период времени — например, в течение семи дней праздника, главная заповедь которого – построить шалаш, после которого не остается следов. Однако рассмотрение того, что было обнаружено во время раскопок в Иерусалиме вместе с историческими источниками, демонстрирует нам картину того периода расцвета как раз перед тем, как город и его Храм будут разрушены руками римлян.
«Когда мы говорим о паломничестве на иврите, мы используем выражение «алия аль а-регель», которое не просто подразумевает паломничество, но буквально означает восхождение наверх ногами», – заявил доктор Гай Штибель, старший преподаватель. в Тель-Авивском университете. «Люди делали перерыв в обычной жизни, оставляли свои дома и отправлялись в Иерусалим, куда они попадали через территорию, расположенную на южной оконечности того, что сегодня мы называем Городом Давида», – добавил он.
Археологические раскопки обнаружили ворота, через которые проходили паломники. «Они очищались в Силоамском пруду, а затем шли прямо к Храмовой горе по ступенчатой улице, которая, как считалось ранее, была построена во времена царя Ирода», – отметил Штибель. «Теперь мы знаем, что проект действительно осуществлялся при губернаторе Иудеи Понтии Пилате. Несмотря на свою плохую репутацию в глазах христиан, он построил одни из самых впечатляющих памятников в Иерусалиме». Заповедь для евреев приходить в Иерусалим во время Песаха, Шавуота и Суккота включена в Тору. Рассказы о евреях, совершающих паломничество, уже включены в более поздние книги еврейской Библии, рассказал доктор Йонатан Адлер, старший преподаватель Ариэльского университета и эксперт по древним ритуальным ваннам – или миквам, – в которые евреи должны были погружаться, чтобы очиститься, в своей повседневной жизни, а также перед посещением Храма.
«Основываясь на этих текстах, мы, вероятно, можем предположить, что какая-то форма паломничества уже имела место в период Первого Храма», – заявил он, имея в виду период между 1200 г. до н. э и 586 г. до н. э., когда Храм был разрушен вавилонянами.
В первом веке н. э. в паломничестве, по словам римско-еврейского историка Иосифа Флавия, принимали участие миллионы людей, принося десятки тысяч жертв в Храме. Эллинистический еврейский философ Филон Александрийский также говорит об этом событии в своих трудах. Маршрут был разработан таким образом, чтобы люди испытали то, что Штибель назвал «вау-эффектом», подобным тому, что испытывает кто-то, посещающий величественный собор. «Во времена Ирода Храмовая гора была известна как один из крупнейших религиозных комплексов в римском мире», – подчеркнул он.
Силоамский пруд был лишь одним из многих общественных микв, обнаруженных по пути или в окрестностях Храмовой горы. «По моим подсчетам, мы обнаружили в стране около 1000 микв, и самое большое их количество – около 200 – находится в Иерусалиме или его окрестностях», – рассказал Адлер. «Мы должны помнить, что евреи должны были очищать себя не только для паломничества, но и в повседневной жизни. Однако мы обнаружили несколько общественных микв, стоящих на дороге в Иерусалим, которые не связаны с какими-либо поселениями или сельскохозяйственными объектами, и разумно предположить, что они использовались паломниками по пути в город».
По словам Адлера, трудно понять, на что был похож в то время опыт погружения в микву – некоторые из которых достаточно велики, чтобы предположить, что туда погружались несколько человек одновременно. «Мы не знаем, как работало разделение полов – если оно вообще имелось – и заходили ли люди в воду обнаженными или в какой-то одежде», – заметил он. «С другой стороны, мы также не знаем, была ли какая-то особая чувствительность в отношении наготы». В паломничестве участвовали евреи из всех слоев общества. «Любой, независимо от его социального статуса, мог присоединиться, погрузиться в микву, пройти к Храму, поскольку в паломничество собирались десятки, если не сотни тысяч людей», – добавил Штибель.
Хотя никаких следов древних шалашей, которые евреи, вероятно, строили для празднования этого праздника, не сохранилось, археология предоставляет другое важное свидетельство центральной роли праздника Суккот. «Четыре вида были изображены на монетах, отчеканенных антиримскими повстанцами во время Первого еврейского восстания», – рассказал Адлер. Пальма, обвитая несколькими лиственными ветвями – вероятно, ивами и миртом – и один или два цитрусовых появляются на монетах, которые также были символом свободы и независимости от римлян. «Разумно думать, что повстанцы считали «Четыре вида» символом, который узнает каждый», – подчеркнул Адлер.