Библейская археология (НУДС)

 

Программа дисциплины и вопросы

Тема

Содержание

Введение в библейскую археологию

Понятие об археологии. Понимание археологии в античном мире. Понятие об археологии. Археологические источники и периодизация. Особенность источников археологии стран Древнего Ближнего Востока. Археологическая культура. Археологическая периодизация и библейская история. Стратиграфия. Методы археологического исследования и датировки. Понятие о тэле. Артефакт. Понятие о библейской археологии. Источники библейской археологии. Библейская археология и религиозная вера. География библейской археологии. Древний Ближний Восток. Цивилизации Древнего Ближнего Востока и их особенности. Плодородный полумесяц. Библейская география Нового Завета. Этнография Древнего Ближнего Востока. Семито-хамитская и иноевропейская языковые семьи и их ветви. Миграции древних семитов. Предмет библейской археологии, его понимание в 19 – начале 20 века и современное понимание. История библейской археологии: донаучный этап и три периода научного этапа. Дискуссии второй половины 20 века о будущем библейской археологии. Русское востоковедение. Дисциплина «Библейская археология» в духовных учебных заведениях Русской Церкви. С. А. Терновский, И. Г. Троицкий, А. А. Олесницкий. Современные пособия по библейской археологии (Д. В. Деопик, Н. Мерперт, протоиерей Р. Снигирев и др.).

Шумерская литература и Библия

Открытие и изучение памятников шумерской литературы. Шумерская школа. Каталоги литературных произведений. Значение открытия шумерской литературы для библеистики. Миф «Энки и Нинхурсаг» и первые главы книги Бытие. Мифы о создании человека и смешении языков. Миф о потопе. Надпись Гудеа. Повесть о невинном страдальце. Плачи. Шумерский «Царский список».

Аккадская литература и Библия. Вавилонская поэма «Энума Элиш»

Открытие и изучение вавилоно-ассирийской литературы. Библиотека Ашшурбанапала. Сказание о Саргоне. Вавилонская поэма «Энума Элиш»: время создания, основное содержание. «Энума Элиш» и рассказ о творении мира Богом (Быт.1-2): общие черты в рассказе о творении мира, творении человека, божественном отдыхе после творения. Идейное своеобразие библейского рассказа о творении.

Аккадская литература и Библия. Сказания о потопе

Месопотамские сказания о потопе. Сказание об Атрахасисе: основное содержание. Эпос о Гильгамеше. Библейское сказание о потопе в свете документальной теории: версия Ягвиста и версия Священнического кодекса. Сходство библейского рассказа и вавилонских сказаний. Идейное своеобразие библейского рассказа о потопе.

Законодательство Древней Месопотамии и Библия

Шумерское законодательство. Реформа царя Лагаша Уринимгины. Законы Шульги. Законы Липит-Иштара. Цель древних шумерских законов и параллели с Библией. Зарождение принципа талиона. Аккадское законодательство. Законодательство из города Эшнунны. Законы Хаммурапи: открытие, цель установления, содержание, структура, особенности формулировок постановлений, виды наказания. Законы Хаммурапи и Пятикнижие. Правовые памятники Древней Месопотамии и повествовательный комплекс в Пятикнижии. Документы из Нузи. Ветхозаветные законодательные сборники. Идейное своеобразие библейского законодательства по М. Гринбергу. Цель ветхозаветного законодательства. Идейное своеобразие ветхозаветного закона в свете Нового Завета.

Религия Древней Месопотамии и Библия. Проблема воздаяния в литературе Древней Месопотамии и Библии

Особенности религиозных представлений в Древней Месопотамии. Божества (пантеон). Храмы. Скульптура. Храмовый ритуал: обряды и празднества. Жречество. Космология. Проблема воздаяния в литературе Древней Месопотамии. Проблема несправедливости и произвольного действия божественной воли. Отношение к смерти и страданиям. Плачи о разрушении городов. Проблема невинных страданий праведников. Произведения «Человек и его бог», «Муж со стенаньем», «Владыку мудрости», Вавилонская теодицея. Посмертная участь человека. Преисподняя и библейский шеол. «Смерть Ур-Намммы», «Энлиль и Нинлиль», «Нисхождение Инанны в подземное царство», «Нисхождение в ад богини Иштар», «Нергал и Эрешкигаль», «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир». Идея загробного суда в шумерских элегиях из ГМИИ.

Религия и культура Древнего Египта: библейские параллели

Место религии в жизни общества Древнего Египта. Проблема «Бог и боги». Классификация египетского богословия по Я. Ассману: имплицитное и эксплицитное богословие. Нарицательное божественное имя. Боги Древнего Египта: Ра, Хепри, Атум, Птах, Амон. Космогонии Древнего Египта и библейская история творения. Гермопольская, мемфисская и гелиопольская космогонии. Религиозная антропология Древнего Египта и Библия. Имя, Ка, Ба, Ах, Шуит, Сах, Иб. Представления древних египтян о загробной жизни. Миф об Осирисе. Гробницы. Погребение. Загробная участь. Представление о воздаянии. Литература Древнего Египта и Библия. Памятники литературы мудрости.

Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) и монотеизм Древнего Израиля. Происхождение 103 псалма

Начало религиозной реформы Аменхотепа IV. Бог Атон. Характер религиозной реформы и ее причины. Работа З. Фрейда «Человек по имени Моисей»: Моисей египтянин и Моисей, зять Иофора; двойственность истории. Критика концепции З. Фрейда. Большой гимн Атону и 103 псалом: общие черты. Идейное своеобразие 103 псалма. Влияние культур народов Древней Передней Азии на 103 псалом. 103 псалом как органичная часть Священного Писания. 103 псалом и 1 глава книги Бытие.

Древний Израиль и религия Древнего Ханаана

Источники по изучению религии Древнего Ханаана. Финикийская космогония. «Финикийская история» Филона Библского. Ханаанские (финикийские) божества: Эл, Баал, Баал-Шамим, Баал-Малаки, Баал-Цафон, Элиун, Астарта, Решеф. Поэтическое изображение Ваала в угаритской поэзии и поэтическое изображение Яхве в библейских текстах. Храмы и святилища Древнего Ханаана. Маццебот. Ханаанские религиозные обряды и жречество. Человеческие жертвоприношения. Влияние ханаанской религии на древний израильский народ. Литература Древнего Ханаана и Библия.

Археология Палестины. Эпоха библейских патриархов

Археология Палестины: палеолит, мезолит, неолит, бронзовый и железный век. Эпоха библейских патриархов и данные археологии. Открытия в древнем Нузи, законодательство Месопотамии, хеттские памятники, фреска из египетской гробницы в Бени-Хасане, «Повесть Синухе», тексты из древнего Алалаха и Мари. Патриархальная традиция книги Бытие и историческая наука. Проблема датировки эпохи патриархов: гипотезы В. Олбрайта, К. Кеньон, Р. де Во, С. Гордона, И. Дьяконова, А. А. Немировского. Прародина патриархов и их пребывание в Ханаане.

Исход из Египта

Проблема датировки Исхода из Египта в свете археологии. Датировка Исхода из Египта в свете библейских данных. Ранняя датировка Исхода в контексте египетской истории. Пребывание предков древних евреев в Египте в свете археологии. Города Пифом и Раамсес. 

Завоевание Ханаана

События Исхода и завоевания Ханаана в свете письменных внебиблейских источников. Архив из Эль-Амарны. Проблема соотнесения хапиру с древними евреями. Стела Мернептаха. Завоевание Ханаана. Завоевание Ханаана и данные археологии. 

Эпоха судей

Проблема датировки эпохи Судей. Общая характеристика эпохи Судей. Надпись на бронзовом наконечнике и памятники древнего семитского письма. Археологические свидетельства о филистимлянах. Железный век в Палестине. Упоминание филистимлян в Библии. Еккрон. Зарождение еврейского пророчества в Обетованной земле. Археологическое свидетельство о пророке Валааме.  

Эпоха царей Саула и Давида

Создание Израильского государства. Борьба с филистимлянами. Правление Саула. Гива. Беф-Сана. Деятельность царя Давида. Стела из Тель Дана. Голиаф. Иерусалим и его завоевание царем Давидом. Археологические исследования Иерусалима. Тайный ход, или место очищения воинов Давида. Древнейший еврейский алфавит. Хирбет-Керьяфа Находки в Хирбет-Кейафе: остракон, «дворец Давида», культовые предметы.

Эпоха царя Соломона

Деятельность царя Соломона по библейским данным. Мегиддо. Асор. Гезер. Календарь из Гезера. Палестинская металлургия. Ецион-Гавер. Храм Соломона по библейским данным. Храм Соломона в свете археологии. Проблема реконструкции и современной локализации храма. Храм Соломона в свете археологии. Храм в Асоре. Храм и крепость в Телль-Араде. Храм в Айн-Дара. 

Разделение царства. Израильское царство при Иеровоаме, Амврие и Ахазе

Разделение царства. Археологические раскопки в Дане. Нашествие египетского фараона Шешонка. Династия Амврия. Раскопки Самарии. Печать царицы Иезавель. Сражение при Каркаре. Стела Салманасара III.

Падение Израильского царства

Стела царя Моава Меши. Остракон из Вади-эль-Керака. Библейский рассказ о конфликте Израиля и Моава. Печать с именем Кемоша. Эпоха Ииуя. Стела из Тель-Дана. Проблема авторства Стелы из Тель-Дана. Черный обелиск. Возвышение Изариля при Иоасе и Иеровоаме II. Самарийские остраконы. Идолопоклонство в Израиле. Израиль и ассирийский царь Тиглатпаласар III. Падение Израиля. 

Иудейское царство до времени правления Манассии

Крепости Ровоама и его преемников. Камень Иоаса. Иудея при Амасии и Озии. Могила Озии. Иудея в правление Ахаза и Езекии. Археологические находки эпохи Езекии. Силоамский туннель. Нашествие Синаххериба. Взятие Лахиша. Гробница Севны.

Падение Иудейского царства

Иудея в VII веке до Р. Х. Правление Манассии. Договор ассирийского царя Асархаддона и библейские договоры-заветы. Иудея во время правления Иосии. Падение Ассирии. Остраконы из Арада. Вавилонское владычество. Взятие Иерусалима в 597 году. Археология об иудейских пленниках в Вавилонии. Падение Иерусалима в 586 году. Вавилонская хроника. Печати обвинителей пророка Иеремии. Надпись Навузардана. Печати эпохи падения Иерусалима. Остраконы из Лахиша.

Вавилонское пленение и возвращение из плена. Кумранские открытия и их значение для библеистики

Палестинское общество в VI-IV вв. до Р.Х. Самаряне. Указ Кира о возвращении пленников. Пребывание евреев в Месопотамии и Египте. Элефантинские папирусы. Палестина в эллинистическую эпоху. История кумранских открытий. Проблема идентификации развалин Кумрана. Кумранские рукописи и их классификация. Значение кумранских открытий для библеистики. Исследования кумранских рукописей в России. 

Палестина во времена Иисуса Христа

Правление Ирода. Самария. Кесария. Иерусалим в эпоху Иисуса Христа. Крепость Антония. Храм. Евангельские события в свете археологии. Проблема датировки Рождества Христова. Квириниева перепись. Понтий Пилат. Погребение Иосифа Каиафы. Города, упоминаемые в Евангелиях. Место распятия и погребения Иисуса Христа. Монеты эпохи Нового Завета. Рукописи Нового Завета.

1. Введение в библейскую археологию: понятие об археологии и библейской археологии, география библейской археологии

  1. Что изучает библейская археология?
  2. Значение слова «археология». Что понимали под археологией в античном мире?
  3. Что такое археология в современном понимании? Какие источники использует археология главным образом?
  4. Чем отличаются вещественные источники от письменных источников? Какие виды археологических памятников относят к числу вещественных источников?
  5. Что называют археологической культурой?
  6. Какие эпохи выделяют в системе археологической периодизации? Как эти эпохи связывают с периодизацией библейской истории?
  7. Что изучает стратиграфия?
  8. Что такое артефакт? Какие известны способы датирования археологических памятников?
  9. Каковы основные источники библейской археологии?
  10. Какие мнимые опасности может таить изучение библейской археологии для религиозного человека?
  11. Почему при изучении Библии важно знать исторический и культурный контекст эпохи ее создания?
  12. Каковы географические пределы ветхозаветной и новозаветной библейской археологии?
  13. Какую территорию обнимает Древний Ближний Восток? Из каких двух частей он состоит?
  14. Что такое Плодородный полумесяц и кто впервые ввел этот термин?

2. Введение в библейскую археологию: этнография древнего Ближнего Востока, история библейской археологии. 

  1. Что лежит в основе библейской классификации народов, отраженной в 10 главе книги Бытие? Каким критерием пользуется в определении родства народов современная наука?
  2. Племена и народности каких языковых семей жили на территории древнего Ближнего Востока?
  3. Какие ветви имеет афразийская языковая семья?
  4. К какой из них относят древних евреев? Какие еще народы относятся к этой ветви?
  5. Где обитали древние протоафразийцы? Почему и когда они начали массовое переселение?
  6. Что понимали под предметом библейской археологии в 19 веке? Какие русские ученые придерживались этого взгляда на библейскую археологию?
  7. Кто обращал внимание на древности стран библейского региона в донаучный период?
  8. Чем характеризовался первый период научного этапа истории библейской археологии? Каковы его хронологические границы?
  9. Чем характеризовался второй период научного этапа истории библейской археологии? Каковы его хронологические границы?
  10. Чем характеризовался третий период научного этапа истории библейской археологии? Каковы его хронологические границы?
  11. Чем характеризовался четвертый период научного этапа истории библейской археологии? О чем спорили западные библейские археологи в 60-80 г. ХХ в.?
  12. В каком году в русских духовных академиях на богословском отделении появилась кафедра библейской археологии и еврейского языка? Какие были первые учебники по библейской археологии?
  13. Кто преподавал библейскую археологию в Киевской и Казанской духовных академиях?
  14. Кто преподавал библейскую археологию в Санкт-Петербургской духовной академии? Каковы были отличительные особенности учебника этого преподавателя?

3. Шумерская литература и Библия

  1. Когда шумерология сформировалась как наука?
  2. Какой американский ученый, ученик Э.Кьера, с 30 годов ХХ века стал одним из ведущих мировых шумерологов?
  3. Какие русские ученые занимались изучением шумерской литературы?
  4. Почему в Библии нет упоминаний о шумерах?
  5. О чем рассказывает шумерский миф «Энки и Нинхурсаг»? Кто впервые опубликовал его перевод в 1945 году?
  6. В чем заключаются параллели этого мифа к библейскому повествованию?
  7. Как с точки зрения одного из американских ученых шумерский язык повлиял на библейский рассказ о Еве?
  8. Какой шумерский миф рассказывает о золотом веке и смешении языков? По какой причине произошло смешение языков?
  9. С какой целью, согласно шумерской мифологии, боги сотворили людей? Что происходило после создания человека?
  10. Какой месопотамский миф является самой разительной параллелью к Библии во всей клинописной литературе?
  11. Содержание шумерского мифа о потопе. Как звали шумерского ноя?
  12. Какой шумерский памятник является параллелью к библейской книге Иова? Какова основная идея этого произведения?
  13. С каким учреждением древних шумеров была связана их литература?
  14. Что общего между шумерским царским списком и библейской книгой Бытие? 

4. Аккадская литература и Библия. Вавилонская поэма «Энума Элиш»

  1. С открытия какой библиотеки началось изучение литературы Древней Месопотамии?
  2. Какой вклад в развитие древней месопотамской литературы внесли ассирийцы?
  3. Какое месопотамское сказание напоминает библейский рассказ о Моисее?
  4. Когда и в связи с чем появилась вавилонская поэма «Энума Элиш»? Когда эта поэма читалась в древнем Вавилоне?
  5. Кто впервые обнаружил эту поэму? При каких обстоятельствах и где она была найдена?
  6. В соответствии с какой традицией получали название древние ближневосточные литературные памятники?
  7. Что, согласно поэме, представляла собой вселенная первоначально? Какие элементы включала тогда вселенная?
  8. Какое божество является главным действующим лицом поэмы? В связи с чем это божество было рождено?
  9. Каким образом это божество творит небо и землю? Как с данным мифом связано название библейской бездны?
  10. Каким образом в соответствии с мифом был сотворен человек? Каково предназначение человека?
  11. Что в этом мифе напоминает библейское повествование о творении мира?
  12. Сколько рассказов о творении мира и человека имеется в первых главах книги Бытия? Каковы отличительные особенности этих рассказов?
  13. Чем библейское повествование о творении мира отличается от  рассказа вавилонского мифа?
  14. Чем библейское повествование о творении человека отличается от  рассказа вавилонского мифа?

5. Аккадская литература и Библия. Сказания о потопе

  1. Как вавилоняне называли сказание об Атрахасисе? О чем рассказывается в нем?
  2. Для чего и каким образом в этом сказании создаются люди?
  3. По какой причине боги хотели уничтожить людей? Кто выступал в качестве ходатая за людей? С каким библейским героем сравнивают этого человека?
  4. Какой бог открыл тайну о решении сотворить потоп? 
  5. Какие подробности в описании потопа в вавилонском сказании напоминают библейский текст?
  6. Как вавилоняне называли эпос о Гильгамеше? Где были обнаружены первые таблички с этим эпосом?
  7. Кто и когда впервые расшифровал 11 табличку этого эпоса? О чем в ней говорилось?
  8. Каков основной стержень сюжета эпоса?
  9. Как звали спасшегося от потопа человека, о котором говорится в эпосе?
  10. Какие детали эпоса соответствуют библейскому повествованию о потопе?
  11. Какие делали вавилонского рассказа о потопе не вошли в библейское повествование? Почему?
  12. Сколько рассказов о потопе вошло в библейское повествование? Чем эти рассказы отличаются друг от друга?
  13. Каковы идейные отличия библейского повествования о потопе от вавилонских мифов?
  14. Какую связь можно усмотреть между вавилонским и библейским сказаниями о потопе и вавилонской поэмой «Энума Элиш»?

6. Законодательство Древней Месопотамии и Библия (1)

  1. К какому веку относится законодательная реформа царя Лагаша Уринимгины?
  2. Кто был инициатором этой реформы и как выражался принцип социальной справедливости, лежащий в ее основе?
  3. Кто является автором древнейшего месопотамского законодательного сборника, относящегося к XXI в.? Кого первоначально считали его автором?
  4. Кто и когда расшифровал текст этого сборника?
  5. Кто, согласно этому сборнику, являлся инициатором введения законов?
  6. Что говорят эти законы и Закон Моисея об обвинении в колдовстве?
  7. Что такое «принцип талиона», и в каким месопотамских законах этот принцип впервые встречается?
  8. Когда появились эти законы?
  9. Что говорят эти законы и Закон Моисея о наследовании дочерьми собственности отца?
  10. Какие нормы законов из города Эшнунны соответствуют нормам Моисеева законодательства?
  11. Допускают ли библейские законы замещающее наказание в осуществлении принципа талиона?
  12. Каковы особенности ветхозаветных постановлений, говорящих о любви к ближнему?
  13. Какова цель ветхозаветного законодательства с точки зрения Ветхого Завета?
  14. Какова цель ветхозаветного законодательства с точки зрения Нового Завета? 

7. Законодательство Древней Месопотамии и Библия (2)

  1. Какие законы считаются вершиной клинописного законодательства? Когда и на каком языке они были созданы?
  2. В каком году и где была обнаружена стела с этими законами? Где хранится эта стела?
  3. Что изображено на рельефе этой стелы? До какого года они считались древнейшими законами?
  4. Какова основная цель этих законов? Кто являлся инициатором их учреждения?
  5. Какие наказания предусматриваются этими законами?
  6. Что эти законы считают основным доказательством?
  7. В чем проявляется классовый характер этих законов? Похожи ли в этом данные законы на Закон Моисея?
  8. Какие законодательные своды в Пятикнижии выделяют исследователи? Какой из них является древнейшим?
  9. В каком из них параллели с месопотамскими законами составляют около половины положений? В каких главах какой библейской книги находится данный законодательный свод?
  10. Чем месопотамское представление о божестве как источнике закона отличается от аналогичного библейского представления?
  11. С каких позиций оценивают месопотамские законы и Библия прелюбодеяние?
  12. С каких позиций оценивается человек и человеческая жизнь в законах Библии и месопотамских правовых нормах? В каких постановлениях проявляется различие этих позиций?
  13. Как в истории Авраама и Иакова отразились нормы месопотамского законодательства?
  14. Правовые традиции какого древнего хурритского города соответствует обычаям ветхозаветных патриархов?

8. Религия Древней Месопотамии: божества и космология, храмы, обряды, праздники, жречество

  1. Сохранялась ли в религиозной жизни населения Месопотамии преемственность от шумерского (дошумерского) до нововавилонского времени? Какие функции изначально выполняли храмы в Древней Месопотамии?
  2. Какой город выполнял роль культового центра шумеров? Являлся ли он при этом и политическим центром? Какое божество почиталось в этом городе?
  3. Какие важнейшие четыре божества почитались в Месопотамии? Кто такие аннуаки и игиги?
  4. Шумерские божества Солнца и Луны. Кто их них является отцом, а кто порождением отца? Какое божество почиталось в Вавилоне? Кто его породил?
  5. Что представляет собой земля по воззрениям древних народов Месопотамии? Чем окружена, на чем покоится, чем покрывается?
  6. Что такое плотина небес? Что представляет собой вход, через который ежедневно проходит Шамаш? Кто охраняет этот проход? В какой части мироздания пребывают души умерших людей? Где эта часть расположена?
  7. Как месопотамские космологические воззрения отражены в библейских текстах?
  8. Как называется храм на аккадском языке? О чем это название свидетельствует? Какие представления отражала традиция строительства храмовых башен?
  9. Как называют месопотамскую многоуровневую храмовую постройку? Сколько уровней могла иметь подобная башня? В какой части храмового комплекса проходила большая часть обрядов? Что находилось в этой части?
  10. Какие названия шумерских храмов могут напоминать идеи, которые двигали строителями библейской вавилонской башни?
  11. Два вида месопотамских религиозных обрядов. Каково изначальное предназначение этих обрядов? Какой из этих видов обрядов можно связать с обрядом, упомянутым в Лев. 8:27-29 и Чис. 6:19. 
  12. О чем свидетельствует древний вавилонский месяцеслов? С какой еврейской религиозной календарной традицией он может иметь связь?
  13. Когда в Месопотамии отмечался новогодний праздник? Как проходил новогодний ритуал обновления царской власти?
  14. Что говорится о влиянии месопотамской религии на древний израильский народ в библейской истории о религиозных реформах благочестивых иудейских царей до Вавилонского плена?

9. Религия Древней Месопотамии: представление о смерти и преисподней, проблема воздаяния 

  1. Что обозначает месопотамское понятие МЕ? Как это понятие объясняет страдание и смерть?
  2. Как объясняет страдания человека древняя месопотамская литература?
  3. Что говорится о причинах разрушении городов в древних месопотамских плачах о гибели городов? Какова роль божеств в их гибели?
  4. Как можно объяснить возникновение зла и страданий человека из текстов Древней Месопотамии? Какой урок содержит шумерская поэма о невинном страдальце?
  5. О чем говорят старовавилонская поэма «Муж со стенаньем» и средневавилонская поэма «Владыку мудрости»?
  6. О чем рассказывает «Вавилонская теодицея»? 
  7. Сходства и различия месопотамских произведений о невинных страдальцах с библейскими Книгами Иова и Екклезиаста.
  8. Почему проблема невинных страданий имеет большую остроту в Библии, чем в древних месопотамских текстах. 
  9. Особенности ветхозаветного представления о шеоле? Связано ли пребывание в этом месте с идеей личного воздаяния?
  10. Каковы особенности представлений жителей древней Месопотамии о преисподней в мифе «Смерть Ур-Намммы»? 
  11. Каковы особенности представлений жителей древней Месопотамии о преисподней в мифах «Энлиль и Нинлиль», «Нисхождение Инанны в подземное царство» и «Нисхождение в ад богини Иштар» и «Нергал и Эрешкигаль»? 
  12. Каковы особенности представлений жителей древней Месопотамии о преисподней в мифе «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир»?
  13. Как отражают древние месопотамские тексты связь пребывания в преисподней с темой воздаяния? Насколько широко представлена эта связь в месопотамских текстах?
  14. Как представлена смерть в элегиях из ГМИИ? Как отражена в них тема загробного воздаяния?

10. Религия и культура Древнего Египта: библейские параллели

  1. Какие египтологи придерживались мнения о существовании в Египте монотеизма?
  2. К какому учению, по мнению Я.Ассмана, привело сосуществование в египетском богословии политеистического и монотеистического представлений?
  3. Каким было в древнем Египте нарицательное божественное имя? Каково значение этого слова?
  4. Каким иероглифом изображали египтяне нарицательное божественное имя? От чего происходит этот иероглиф?
  5. Какие ипостаси имело солярное божество Ра?
  6. В каких городах почитали бога Амона и бога Птаха?
  7. В какой космогонии древнего Египта отражено представление о творении мира словом? Как называется памятник, сохранивший эту космогонию?
  8. Какие общие черты характерны для древнеегипетских космогоний?
  9. Какая черта Гермопольской космогонии напоминает библейский рассказ о творении мира?
  10. Духовные составляющие человека.
  11. Какое божество древнего Египта было владыкой загробного мира?
  12. Что, по мнению египтян, обеспечивало продолжение жизни по смерти?
  13. Когда в древнем Египте начинался заупокойный культ?
  14. Когда в Египте появилось представление о загробном воздаянии? Какие сказания и изображения это представление отражают? 

11. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) и монотеизм древнего Израиля. Происхождение 103 псалма

  1. Почему фараон XVIII династии Аменхотеп IV сменил себе имя, став Эхнатоном?
  2. Каковы были причины религиозной реформы этого фараона?
  3. Почему в период XVIII династии в религии Египта особо проявились монотеистические черты?
  4. С каким ветхозаветным пророком иногда сравнивают Эхнатона?
  5. Какой ученый в 30-х годах XX века предположил о связи между монотеистическими представлениями евреев и религиозной реформой Эхнатона?
  6. Какие аргументы приводил он в пользу египетского происхождения Моисея и его единобожия?
  7. Какие два человека, по его мнению, в библейском тексте соединены в одно лицо?
  8. Какие два элемента еврейской религии выделял этот ученый? Чем характеризовались эти элементы?
  9. Как двойственность еврейской религии проявилась в истории еврейского государства?
  10. Какой древний египетский текст повлиял на 103 псалом?
  11. Какая общая тема объединяет эти два памятника?
  12. Какова основанная идея египетского гимна? Как эта идея отражается в рельефных изображениях египетского бога Атона?
  13. С влиянием каких древневосточных культур связано упоминание в псалме левиафана?
  14. С чем связано отличие в описании видов творения в первой главе книги Бытие и 103 псалме?
 
 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Основная литература

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
  2. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Стокгольм, 1990. Т.1–3.
  3. Учение. Пятикнижие Моисеево. От Бытия до Откровения / перевод, введение и комментарий И. Шифмана. – М.: Республика, 1993.
  4. Archeology Study Bible. ESV. Wheaton: Crossway, 2017. 2024 p.
  5. Беляев, Л. А.; Мерперт, Н. Я. Археология библейская // Православная энциклопедия. –  М., 2001. Т. III. С. 506–517. 
  6. Василиадис, Н. Библия и археология. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
  7. Деопик, Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. – М.: Издательство ПСТГУ, 2016. – 400 с. 
  8. Райт, Дж. Э. Библейская археология. – СПб., 2003.
  9. Акимов, В. В. Вавилонская поэма «Энума элиш» и рассказ Библии о творении мира Богом / В. В. Акимов // Материалы 9 Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры, 23-26 мая 2003 г. – Мн., 2004. Ч. 1, кн. 1. – С. 66-72. 
  10. Акимов, В. В. Библейское повествование о потопе (Быт. 6–9) и древняя ближневосточная литература / В. В. Акимов // Материалы 10 Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры, 24-26 мая 2004 г. Часть 1. – Мн., 2005. – С. 138-150.
  11. Акимов, В. В. Правовые памятники Древней Месопотамии и Библия / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 4. – Жировичи, 2006. – С. 104-119.
  12. Акимов, В. В. Проблема происхождения 103 псалма / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 5. Жировичи, 2007. С. 114-123.
  13. Акимов, В. В. Богословское понимание цели ветхозаветного законодательства / В. В. Акимов // Веснiк Гродзенскага Дзяржаунага Унiверсiтэта iмя Я.Купалы. Серыя 4. Правазнауства. № 2(70). 2008.
  14. Акимов, В. В. Эпоха правления иудейского царя Езекии: история и богословие истории / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 6. – Жировичи, 2008. – С. 103-112.
  15. Акимов, В. В. Ветхий Завет в контексте литератур древнего Ближнего Востока // Скрижали. Серия "Ветхозаветные исследования". Выпуск 7. – Минск: Ковчег, 2014. – С. 81-93.
  16. Сергий (Акимов), архимандрит. Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Издательский дом «Познание», ОЦАД, 2018. – 560 с. (Издательская серия: Исследования Ветхого Завета).
  17. Сергий (Акимов), архимандрит. Библейская Книга Екклезиаста и литература мудрости Древней Месопотамии / 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Издательский дом «Познание», ОЦАД, 2018. – 312 с. (Издательская серия: Исследования Ветхого Завета).
  18. Сергий (Акимов), архимандрит. Царство Давида: библейские предания и данные археологии / архимандрит Сергий (Акимов) // Цайтшрифт. Журнал по изучению еврейской истории, демографии и экономики, литературы, языка и этнографии. Том 7 (12). – Вильнюс : Европейский гуманитарный университет ; Центр еврейских исследований, 2020. – С. 200-216.
  19. Сергий (Акимов), архимандрит. Палестинский поход египетского фараона Сусакима в Библии и внебиблейских источниках / архимандрит Сергий (Акимов) // Библия и христианская древность. – Сергиев Посад : Издательство Московской духовной академии, 2020. № 4(28). – С. 138-174.
  20. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета): учеб. пособие для филологич. факультетов вузов. – Мн.: Экономпресс, 1998. –  471 с. 
  21. Синило, Г. В. Библия как памятник культуры: учебно-методич. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 1-21 04 01 "Культурология (по направлениям)": в 2 ч. Ч. 1. ТАНАХ (Ветхий Завет). – Мн.: БГУ, 1999. – 106 с.
  22. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета): учеб. пособие. – М.: Флинта; МПСИ, 2008. – 845 с. 
  23. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Edited by James B. Pritchard. – Princeton University Press, 1969. 
  24. The Context of Scripture. Vol. I. Canonical Compositions from the Biblical World. Vol. II. Monumental Inscriptions from the Biblical World. Vol. III. Archival Documents from the Biblical World. Editor William W. Hallo. – Leiden – Boston: Brill, 2003.

Дополнительная литература

  1. Августин (Никитин), архимандрит. Русская библейская археология в Палестине // Мир Библии. Вып. 5. – М., 1998.
  2. Афанасьева, В. Библейские сюжеты в шумерской литературе // Мир Библии. – 2001. – С. 43-68.
  3. Анати, Э. Палестина до древних евреев. – М.: Центрополиграф, 2007.
  4. Беляев, Л. Христианские древности. – М., 1998.
  5. Беляев, Л. А.; Мерперт, Н. Я. От библейских древностей к христианским. Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. – М., 2007. – 392 с.
  6. Беспалова, Г. Становление русской библейской археологии (конец XIX – начало XX вв.) // Мир Библии. – Вып. 8. – М., 2001. – С. 108-111.
  7. Библейская археология: Ветхий Завет. Свитки Мертвого моря. Новый Завет / пер. с англ. – М.: Российское Библейское общество, 2016.
  8. Библейские исследования. Сборник статей. Выпуск 1. – М., 1997.
  9. Вейнберг, Й. Введение в Танах. Часть 1. Пространство и время Танаха. Часть 2. Пятикнижие – через испытания к свершению. – Иерусалим-Москва: Мосты культуры, 2002.
  10. Гибсон, Ш. Последние дни Иисуса: археологические свидетельства. М.: Астрель, 2010. – 288 с.
  11. Гордон, С. До Библии. Общая предыстория греческой и еврейской культуры / Пер. с англ. А. С. Цыпленкова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2011.
  12. Деопик, Д. В. История Древнего Востока. – М.: Издательство ПСТГУ, 2016. – 304 с.
  13. Догерти, М. Великие сражения библейских времен (1400 г. до н. э. – 73 г. н. э.) / Мартин Догерти, Майкл Хэскью, Филис Джестайс, Роб Райс. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.: илл.
  14. Дрейн, Дж. Путеводитель по Ветхому Завету. – М.: Триада, 2007. – 464 с.
  15. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на книгу Бытие. – М.: Кафедра библеистики Московской духовной академии; Издательство «Отчий дом», 2009.
  16. Иероним (Лаговский), архим. Библейская археология. Том 1. Домашние древности. Выпуск 1. – СПб., 1883.
  17. Иероним (Лаговский), архим. Библейская археология. Том 1. Домашние древности. Выпуск 2. – СПб., 1884. 
  18. Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. – М., 1994.
  19. Кейль, К. Ф. Руководство к библейской археологии. Ч. 1. Богослужебные отношения израильтян / Перевод под ред. А. Олесницкого. – Киев, 1871.
  20. Кейль, К. Ф. Руководство к би
Яндекс.Метрика